Патриарх кирилл о духовно нравственном воспитании. Патриарх кирилл призвал к восстановлению традиций домостроя

Патриарх Кирилл посетил подмосковный Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь. Совершил Божественную литургию и обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, в котором прокомментировал дневное Апостольское чтение: «Братия, поминайте наставников ваших и покоряйтесь им, ибо они неусыпно заботятся о душах ваших» (см. Евр. 13:17-21).

Одна эта фраза помогает понять смысл того, что есть процесс научения или, говоря современным языком, из каких компонентов созидается процесс образования человеческой личности. С одной стороны, это требование к учащимся поминать, то есть помнить, наставников и покоряться им. Но, с другой стороны, это сильный призыв к учителям неусыпно заботиться о душах тех, кого обучаешь.

Какие несовременные слова: «поминайте наставников», «покоряйтесь»! Наверное, если сказать так человеку неподготовленному, то они его смутят. Но на самом деле в этих словах огромной силы Божий призыв, потому что не может быть процесса обучения, тем более процесса воспитания, без того чтобы раскрыть свой ум, свою волю и свое сердце навстречу тому, чему учит учитель. Обучение невозможно без смирения, без понимания того, что учитель знает больше, что он мудрее, что он выше, что его опыт более значителен.

А в каком случае слова «поминайте наставников ваших и покоряйтесь» никак не смущают совесть, не задевают человеческое самолюбие, не ограничивают свободу? Только в одном случае: когда учитель является абсолютным примером, эталоном. Не может испытывать смущение от слов «поминайте и покоряйтесь» ученик великого композитора или выдающегося режиссера, великого ученого-подвижника или гениального художника. В этом случае и поминание, и покорность приходят естественным образом, потому что ученик, соотнося свои знания, свои способности и свои возможности со знаниями и способностями учителя, осознает, сколь превосходит его учитель, и покоряется добровольно, с радостью, ища возможности учиться именно у этого учителя.

Но есть еще что-то в этих замечательных словах апостольского Послания к Евреям, что помогает понять саму суть процесса образования. «Поминайте наставников и покоряйтесь» - почему? Потому что они неусыпно заботятся о душах ваших. Можно представить себе школьного учителя или профессора университета, который неусыпно заботится о душах тех, к кому он обращает свое слово? В современных условиях это трудно представить, а потому трудно представить и то, чтобы ученик поминал и покорялся учителю.

Младший может покоряться старшему, когда он видит особую жертвенную заботу, готовность неусыпно, то есть не засыпая, не давая себе отдушины, отдавать все силы на воспитание того, кто вверен тебе. И если ученик видит жертвенность учителя, который отдает во имя своего служения все, что только имеет, и неусыпно заботится не только о передаче знаний, но и о состоянии души, то каким нужно быть черствым, каким нужно быть жестокосердным, чтобы перед таким подвижником, который сна не знает ради тебя, не преклонить главы и не покориться ему!

Успех образования зависит от того, как ученик относится к учителю. Но успех образования зависит также от того, как учитель относится к своему делу и во имя чего он учит ученика. И если забота о душе, то есть о нравственном состоянии личности, перестает быть заботой преподавателя, педагога, профессора, то не может быть ни памяти, ни покорности. Меняется система отношений «учитель и ученик», она теряет свое священное измерение, благодаря которому высочайшие ценности, вложенные Богом в душу человеческую, а через это - в человеческую цивилизацию, сохраняются и передаются из поколения в поколение.

Все то, о чем я сейчас говорю, имеет прямое отношение и к современной системе образования. Мы любим сокрушаться по поводу того, какая плохая сейчас молодежь. Почему же мы не сокрушаемся о том, что очень часто педагоги не считают нужным заботиться о душах вверенных им учеников? О том, чтобы формировать сильную нравственную личность, любящую Бога, ближних, Отечество свое, окружающий мир, способную жить по заповедям Божиим, то есть по тому закону, выше которого нет ничего, никакого человеческого закона, потому что Божий закон есть основной закон жизни? И пока наши преподаватели, те, кто несет ответственность за подрастающее поколение, не осознают своей ответственности за его нравственное воспитание и не будут неусыпно - неусыпно! - заботиться о душах вверенных им, до тех пор мы как общество будем нести на себе отвратительную печать разрушения нравственного начала. А в быту это будет сопровождаться неудачами в семейной жизни, разводами, абортами, преступностью, коррупцией и всем тем, что разъедает жизнь личности, семьи и общества. И всякие воздыхания по поводу того, что «нужно уменьшить, нужно сократить, нужно взять под контроль», не будут достигать цели, потому что как добрые, так и злые помыслы, как добрые, так и злые поступки исходят из сердца человека (см. Мф. 15:19).

Все, что мы говорим, обращаясь в адрес современной школы, мы можем сказать и обращаясь в адрес Церкви и пастырей. Неслучайно в центре служения святителей - учительство с его колоссальной ответственностью за душевное состояние паствы, особенно за молодое поколение, за будущее Церкви и мира. Иногда священнослужители сокрушаются, что верующие люди недостаточно внимательно относятся к их словам, что не всегда их служение сопровождается должным уважением со стороны паствы - говоря языком Послания к Евреям, люди не всегда поминают и не всегда покоряются церковным наставникам. Но все, что было сказано в отношении светской школы, имеет отношение и к научению в Церкви. И покоряются, и принимают, и поминают церковных наставников тогда, когда видят, что церковный наставник душу свою, жизнь свою полагает, неусыпно служа в заботе о душах верующих.

30 августа 2014 года в Областном драматическом театре г. Тамбова состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с руководителями системы образования Центрального федерального округа, ректорами вузов, директорами школ, педагогами — участниками Первого культурно-образовательного православного форума «От сердца к сердцу», пишет Патриархия.ru .

Тема форума — «Духовно-нравственные ценности и традиции воспитания детей и молодежи».

В президиуме заседания находились Святейший Патриарх Кирилл, губернатор Тамбовской области О.И.Бетин, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий.

Ведущим мероприятия был председатель Синодального информационного отдела В.Р.Легойда.

В зале присутствовали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий, епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, духовенство Тамбовской митрополии.

В работе форума приняли участие более 500 представителей культурно-педагогической общественности Тамбовской области и регионов Центрального федерального округа.

К участникам встречи обратился губернатор Тамбовской области О.И.Бетин. Глава региона преподнес Святейшему Патриарху уникальную фотографию выступления в здании областного театра в Тамбове в 1944 году святителя Луки (Войно-Ясенецкого), в то время Преосвященного Тамбовского. Также О.И.Бетин передал приветствие полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д.Беглова, инициатора проведения форума.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся со словом.

«Очень рад, что в преддверии 1 сентября у нас есть возможность встретиться. Я наслышан о работе этого форума и считаю, что повестка дня и направления его работы очень важны и для общества, и для Церкви. Вы занимаетесь вопросами образования. Я хотел бы сказать, что образование — это краеугольный камень общества и государства. Даже во времена, когда люди в большинстве своем не умели ни читать, ни писать, развитие — экономическое, политическое, социальное — только потому и происходило, что были люди образованные, чей уровень знаний соответствовал уровню знаний эпохи. Общество развивается, отталкиваясь от знаний. Без знаний не может быть развития, а если и оно происходит, то способно завести людей в тупик, породить разочарование и даже большие беды. Разрушение школы, разрушение образования — это разрушение потенциала нации. Трудно представить, что может произойти с нашей страной, если мы, по неведению или неопытности (не хочу сказать «по злой воле», не хочется в это верить), разрушим свое образование, свою школу — в то время, когда наука, технологии, знания и образование являются главным двигателем развития человеческого общества», - отметил Предстоятель РПЦ.

Он задается вопросом: «Почему Церковь проявляет беспокойство по этому поводу?» «Да потому что и мы сталкиваемся с плодами низкого уровня образования. Ведь и в наших семинариях, в наших православных вузах мы с тревогой констатируем значительное снижение образовательного уровня абитуриентов, особенно в области русского языка. Очень низок уровень грамотности — и это в XXI веке! Это в то время, когда без образования и науки невозможно развитие! Мы даже пошли на то, чтобы создать в ряде наших семинарий подготовительные классы, чтобы подтянуть абитуриента, выпускника средней школы, повысить его грамотность, и одновременно дать ему общие богословские знания, без которых невозможно начинать обучение по программе бакалавриата в духовных учебных заведениях. Так что проблемы образования напрямую нас затрагивают — и не только в связи с общей озабоченностью о судьбе страны, о судьбе нашего народа. Сегодня Церковь не может быть эффективной без высокообразованной прослойки церковной интеллигенции, к которой принадлежат, в том числе, специалисты в области богословия. А поэтому нам небезразлично, на каком уровне получают образование в средней школе наши молодые люди. Но я приехал сюда не для того, чтобы критиковать систему образования, а просто чтобы выразить свою озабоченность. Для нас критика, будь то системы образования или какой-то иной сферы деятельности, не нацелена на ослабление власти или компрометацию политических деятелей, — мы далеки от этого. Но тем чистосердечнее наш разговор о проблемах, с которыми сталкивается сегодня наша школа», - продолжил его Святейшество.

Конечно, добавил Патриарх, есть и положительные моменты, и о них тоже нужно сказать. «Я считаю, что принятый Закон об образовании открывает достаточно хорошие перспективы. Но ведь закон сам по себе — это бумага. Рамки, которые он открывает, должны быть наполнены конкретным содержанием. И задача заключается в том, чтобы использовать возможности, которые дает закон, для эффективной модернизации системы российского образования. Конечно, не могу пройти мимо такой темы, как Единый государственный экзамен. Наверное, только ленивые ЕГЭ не критикуют, однако у меня на этот счет более сбалансированная точка зрения. Может быть, вы знаете, что на протяжении многих лет я возглавлял внешнее ведомство Русской Православной Церкви, жил за границей и хорошо знаком с тем, как в мире обстоят дела с образованием. Так вот, мое первое знакомство с ЕГЭ произошло в далеком 1975 году в Финляндии, и должен вам сказать, что ничего плохого в той системе я не увидел. Думаю, что и наша система ЕГЭ при определенных условиях может быть эффективной. Но есть, несомненно, и то, что вызывает большую озабоченность. Удивительно, но дети в школе сейчас не столько получают знания, как раньше, сколько готовятся к ЕГЭ. Весь процесс сосредоточен на ЕГЭ — нужно пройти эти тесты, а все остальное вторично. И получается, что мы не готовим человека к высшей школе, не вооружаем его системой знаний, а фрагментарно ориентируем на одну конкретную задачу — правильно проставить при тестировании крестики и галочки. Сама система тестов заслуживает внимания, но она не может быть единственной при определении уровня знаний. В ней есть и рациональное зерно, но если у человека сформируется некая жизненная философия, зажатая этой системой тестов, то мы очень многое потеряем. Мы потеряем видение, горизонт, широту. Поэтому важно так соотнести ЕГЭ с другими средствами стимулирования наших учащихся, чтобы перед их глазами была не только анкета ЕГЭ, но и вся жизнь», - подчеркнул Предстоятель.

Он вопрошает: «В чем заключается цель образования?» «Некоторые всерьез считают: зачем много знать, если есть Википедия? Но информация может задержаться в сознании, в памяти, только когда она включена в процесс обучения. Одномоментное получение информации приносит лишь иллюзорный результат. В этом случае информация скоро уходит из памяти, потому что вытесняется множеством других сведений, которые наслаиваются, перемешиваются и не могут сложиться в систему. Так вот, мы должны разрушить эту доминанту в существующей практике образования — получать только те знания, которые необходимы для сдачи ЕГЭ. Такой подход не может создать общей картины, общего видения, которое в старые времена называли мировоззрением, научной картиной мира. Глубоко убежден: для того чтобы сформировать гармоничную личность, нам нужно уравновесить ЕГЭ очень серьезным изменением школьных программ, направленным на создание у учащихся целостной научной картины мира. Среднее образование должно давать базисные представления — в том числе по истории литературы и искусства, истории философской мысли, истории естествознания, — в виде законченной системы, которая будет сопровождать выпускника на протяжении всей его жизни. Даже если он что-то забудет, он будет знать, к каким источникам обратиться, потому что он не потеряет системы. Однако я опасаюсь, что современная школа такую систему знаний не дает», - добавил Патриарх Кирилл.

Также он подчеркнул, что не мыслит себе образования без воспитания. «Если получение знаний не будет сопровождаться воспитанием личности, то школа не сможет решать задачи, которые перед ней стоят. К сожалению, мы еще сталкиваемся с позицией: "Не нужно формировать никаких убеждений у детей — вырастут, сами сформируют; а сегодня давайте им предложим различные варианты". Что сегодня происходит с учебником по истории? Мы все прошли через то время, когда отсутствие единого учебника истории нанесло огромный ущерб формированию гражданственности, чувства патриотизма, спровоцировало очень опасное нигилистическое отношение к собственному прошлому. В имевшихся учебниках содержались диаметрально противоположные взгляды на важнейшие исторические события, почему и было своевременно сказано, что необходим один учебник. Церковь приняла активное участие в формировании концепции этого учебника, и многое из предложенного нами было учтено. Была поставлена задача выработать сбалансированный подход к нашей истории, с тем, чтобы сформировать у учащихся чувство любви к Родине. Мы не должны повторять стереотипы, навязываемые кем-то нашему народу, — стереотипы, которые формируют искаженный взгляд на историю, которые принижают значение исторических событий, имевших место в нашей стране. Это вовсе не означает, что нужно романтизировать или идеализировать нашу историю, но это означает, что должна быть единая концепция подачи исторического материала. В противном случае мы отказываемся от самого главного — от того, чтобы формировать убеждения нашей молодежи, и это в условиях, когда на детей, на молодежь обрушивается колоссальный информационный поток, работающий, в том числе, на подрыв патриотических убеждений», - продолжил Предстоятель Русской Церкви.

Он напомнил, что в 90-е годы утверждалось, что никакой идеологии в школах быть не должно. «Согласен, идеология — явление скоропреходящее. Как свидетельствуют ученые, идеология не живет дольше трех-четырех поколений, а потом умирает, даже если в ее разработке участвуют огромные интеллектуальные силы, как то было в Советском Союзе. Работали целые научные институты, защищались докторские диссертации, был накоплен колоссальный научный потенциал, но уже на четвертом поколении все закончилось. Тогда, на развалинах Советского Союза, переживая разочарование в отношении всего связанного с прошлым, и стали говорить, что в школе не должно быть никакой идеологии. Идеологии как системы, о которой я только что сказал, действительно не нужно. Но ведь без идеи невозможно воспитать ребенка. Мать вкладывает идею в ребенка, когда говорит: так не поступай, неправду не говори, не обижай эту девочку или этого мальчика. Это очень простые указания, которые ребенок впитывает с молоком матери, через любовь матери, но тем самым формируется его личность, особенно в возрасте от трех до пяти лет. Складывается система ценностей, вне которой воспитать ребенка нельзя. Так почему же мы не хотим воспитывать наших детей в определенной системе ценностей? Речь не об идеологических штампах. Иногда говорят: нам нужна новая идеология. Да не надо уже новых идеологий! Но мы должны отстаивать свои собственные ценности, которые вырастают из нашей духовной, культурной традиции. Это и традиции Православия, и традиции ислама — для той части граждан, которые исповедуют эту религию. Это и этика, связанная с нашей верой и с нашей культурой. Как же мы можем вне этой системы нравственных и духовных координат воспитывать наших детей? Ничего не выйдет! Мы получим опустошенных людей, которыми очень легко манипулировать. А манипулировать ими будут те, кто сильнее, у кого больше денег, те, кто контролирует мировые средства массовой информации. У ребенка, воспитанного вне системы ценностей, нет способности отличить добро от зла, потому что современная постмодернистская культура навязывает другой тезис: нет никаких объективных истин; сколько голов, столько и умов; твоя собственная идея и является для тебя абсолютной истиной. Но если мы хотим иметь людей, способных к созданию семьи, если мы хотим иметь граждан, любящих свое Отечество, как же мы можем отказаться от формирования личности в системе координат, определяемых нашими базисными, традиционными духовно-нравственными и культурными ценностями?» - задается вопросом Его Святейшество.

Поэтому, подчеркнул он, «школа без идеи — это опасное явление». «И если мы своими руками такую школу создадим (а мы ее уже почти создали), если мы откажемся от того, чтобы процесс интеллектуального образования сочетался с процессом воспитания, мы сделаем нечто очень опасное для будущего нашего народа и для будущего наших граждан. А потом будем говорить: как же мы не досмотрели? Мы уже говорим: как такое могло произойти рядом с нами? Украинский народ, один с нами народ, — что же произошло? А произошло именно то, что может быть, когда всё идет на самотек, — тогда влияние более мощного источника и оказывает сильнейшее воздействие на личность. Поэтому сейчас как раз своевременно думать о нашей школе и требовать, чтобы школа формировала не только интеллектуальный багаж (причем не фрагментарно, как только что отмечалось, а на должном уровне), но и личность», - добавил Патриарх.

Напоследок Его Святейшество сказал несколько слов о педагогике. «Собственно говоря, что такое образовательный, воспитательный процесс? Он складывается, конечно, из передачи знаний, навыков, умений. Но ведь непременно должен быть и личный пример, и таким примером должны служить наши педагоги. Вспоминаю историю, которая произошла в школе, где я учился. Мы с большой симпатией относились к одной молодой преподавательнице, она была для нас неким идеалом. И вдруг мы узнали, что она развелась с мужем. Для детей это был шок. Нам казалось, что подобного быть не может. Но это было во времена, когда преподаватели были воспитателями, когда родители координировали с преподавателями свои действия по воспитанию детей, общими усилиями преодолевая некие дурные склонности последних. Сейчас ничего подобного не происходит, школа самоустранилась от процесса воспитания. Образ педагога, учителя, воспитателя является непременным фактором успеха школы. Без этого фактора процесс невероятно ослабляется. Хотел бы привести слова великого уроженца Тамбовщины преподобного Амвросия Оптинского. Кому-то из своих посетителей он говорил просто: в каждом деле и в каждом искусстве потребно показание, а без показания мужик лаптя не сплетет, девушка чулка не свяжет. Простые и ясные слова: показать надо. И педагог — это тот, кто показывает пример своей культурой, своей манерой общения, своей компетентностью, своими жизненными принципами. Вот тогда ребенок имеет перед собой немеркнущий пример, который будет сопровождать его всю его жизнь», - продолжил он.

Также Предстоятель коснулся еще одной очень важной темы. «К сожалению, учителя до сих пор не являются элитой общества — во-первых, в силу невысокого материального вознаграждения своего труда, ввиду отсутствия некоего престижа. С моей точки зрения, учитель наравне с врачом, и я добавил бы, наравне со священником, — это наиболее важная представитель национальной элиты, потому что и тот, и другой, и третий работают над душой и над физическим здоровьем человека, и нет ничего важнее. Поэтому необходимо повышать социальный статус работников образования, повышать уровень их материального обеспечения. Конечно, это стимулирует стремление многих способных молодых людей приобщиться к замечательной профессии педагога. Тогда и уровень абитуриентов, поступающих в педагогические учебные заведения, будет совершенно иным, чем мы это наблюдаем сейчас. Поэтому я от всего сердца хотел бы всем нам пожелать совместно работать, для того чтобы укреплялась система национального образования, просвещения, воспитания, без чего нам трудно иметь спокойный и уверенный взгляд в будущее. Благодарю вас за внимание», - заключил Святейший Патриарх Кирилл.

Затем Предстоятель Русской Церкви ответил на вопросы участников первого форума «От сердца к сердцу».

В завершении встречи О.И.Бетин поблагодарил Святейшего Патриарха за содержательный разговор.

20 ноября Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу исполняется 70 лет. Ко дню рождения Предстоятеля мы собрали из разных выступлений его высказывания об образовании, духовных школах, организации учебного процесса и задачах, которые стоят перед пастырями. Для размышлений и вдохновения.

Об образовании

Глубоко убежден, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности. Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром. И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большой части людей в России и мире.

У Церкви и светской педагогики, по большому счету, одна задача: воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству.

Я постоянно учусь, и это не какая-то заезженная общая фраза. Мне этот процесс обучения доставляет огромное наслаждение - я люблю слышать голоса людей, узнавать разные взгляды на жизнь, я пытаюсь сопрягать этот разноречивый хор человеческих мнений с тем, что происходит в моем сердце, в моем разуме. Думаю, что без этого я не произнес бы ни одного слова, которое стоило бы внимания.

В каком-то смысле образование - это способность человека постоянно учиться, постоянно возрастать. И вот для нас с вами, для людей, посвятивших себя Церкви, главная задача - это уметь прочитывать слово Божие. Иногда бывает так: читаем текст, а потом берем какой-нибудь комментарий XVII-XVIII века и пересказываем. А этот комментарий никого не убеждает! Из уважения слушают: «Да, конечно. Правильно». А сердца не захватывает, глаза не горят у людей, они не цитируют священника, который старые комментарии повторяет в своей проповеди. Поэтому научиться читать тексты, исходя из современного контекста, - это очень важная задача. Она предполагает постоянное обучение - нужно постоянно, каждый день читать и слово Божие, и святоотеческие тексты, и богословскую литературу. Когда мысль не движется, она начинает костенеть, а закостенелая голова не способна производить ничего такого, что могло бы увлекать людей.

Познавательная ценность обучения должна органично сочетаться с воспитательной функцией. Это единственный путь к цельности мировоззрения взрослеющего человека. Только так мы воспитаем людей, которые смогут созидать, изобретать, принимать решения, основанные на Божественных заветах и опыте культуры

Конечно, образование получать надо, и хорошо, когда женщина, чувствуя в себе соответствующие способности, делает, как говорят, карьеру. Мы видим замечательных женщин и в правительстве, и среди ученых, дипломатов, руководителей производства. В каких-то сферах женский ум оказывается более проницательным, чем мужской, и мужчины это сознают и отдают должное женским способностям. Поэтому закрывать для женщины возможности светской карьеры, будь то научной или любой другой, только из-за того, что она женщина и должна стать матерью, было бы неправильно.

Но неправильно также, чтобы карьера деформировала ценностные установки девушки или женщины. А ценностная установка заключается в том, что нужно, если будет на то Божие благословение, вступить в брак и создать семью. А когда это происходит, то женщине работающей и муж, и родственники должны помогать в воспитании детей, но и она не должна воспитание детей относить на периферию своей жизни, - мол, я очень занята, я президент в банке, мне не до ребенка, я его отдам няне или воспитателям». Сейчас это становится все более и более модным, особенно в состоятельных семьях, - вот это, конечно, грех отступничества от материнского призвания.

Женщина, которая берет на себя ответственность за воспитание ребенка, должна понимать, что на определенное время эта обязанность становится абсолютно приоритетной, как и хранение семьи.

О духовном образовании Для того, чтобы организовать работу, нужен специалист. Вот почему перед нашими учебными заведениями сегодня стоит задача подготовки не только священников и богословов, но и церковных социальных тружеников, образовательных работников - катехизаторов.

Приезжаешь иногда в монастырь, спрашиваешь: сколько насельников закончили семинарию - оказывается, меньшинство. Спрашиваешь иеромонаха, почему не хочет идти в семинарию. А он отвечает: "Да зачем она мне нужна, эта семинария? " У него нет потребности в богословских знаниях, а отсутствие этих знаний порождает различного рода предрассудки. Мы знаем, что иногда из монастырей проистекают какие-то совершенно чудовищные, опасные для жизни Церкви идеи. В этом нет ничего нового - и в древности тоже часто ереси шли из монастырей, и у истоков еретических движений древности были ревностные монахи, архиереи, даже Константинопольские Патриархи. Поэтому правильное духовное и богословское образование монашествующих, и, что самое главное - реальный опыт духовной жизни во многом являются залогом процветания Церкви, ее духовного здоровья, здоровья всего нашего общества

Подвиг ученых монахов имеет огромное значение для воспитания молодежи и для продвижения богословской науки, поскольку люди в монашеском звании, отдающие себя школе, призваны полностью посвящать себя этому великому труду. Ученым монашеством всегда была крепка Духовная академия, будь то Петербургская, Московская, Киевская или Казанская. Всегда оплот школы составляли иноки, жизнь свою посвятившие отечественной богословской науке и воспитанию юношества

Я не представляю, каким еще способом можно воспитать сегодня достойного пастыря, способного говорить с современным обществом, передавать ему Евангельское послание, защищать свои убеждения, делать их понятными для других, жить глубокой религиозной жизнью, кроме как через прохождение школы благочестия в наших духовных школах.Я хотел бы от всего сердца пожелать вам всем приобщиться к этому, поверьте мне, прекрасному опыту. Если человек не овладевает им в этих стенах, то просто теряет время зря. Если студент, воспитанник, воспитанница берут на себя обязательства овладеть основами интеллектуальной и духовной жизни, то можно отменять службу дежурных помощников инспекторов и не смотреть на часы, проверяя, когда он или она пришли из города. Все будет правильно устроено, потому что внутри каждого будет свой собственный инспектор, который будет подсказывать, можно ли потратить время понапрасну или этого делать нельзя

Духовная школа – это школа и студентов, и преподавателей; это единая семья, и ведь так было все десять лет, что я имел счастье здесь служить. Нам с вами многое нужно сделать и правильно устроить, – подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. – Я обращаюсь в первую очередь к Владыке Амвросию, профессорам и преподавателям славной Санкт-Петербургской Духовной школы, к вам, мои дорогие студенты. Кроме нас эту задачу никто не решит, и мы с вами не можем уклоняться от ее решения, потому что у нас просто нет времени. Годы студенчества, учебы – это прекрасное время роста, и дай Бог, чтобы рост был интенсивным, чтобы он был зримым, в первую очередь, для самих возрастающих, дабы каждый день приносил пользу, менял что-то в сознании и в сердце. И тогда мы будем сильнее потока массовой информации, тогда наши убеждения будут сильнее всех искусственных стереотипов

Духовное образование, его конкретные формы должны определяться не внешними привходящими обстоятельствами и мотивами, не сентиментальными, часто псевдоблагочестивыми рассуждениями, а очень ясным целеполаганием, исходя из фундаментальных задач церковной жизни и служения.

Образование является сквозной темой, проходящей через все практически наши заседания. Это свидетельствует о том, что образование в Церкви является очень важным приоритетом. С решением проблем, стоящих в этой области, мы связываем и совершенствование пастырской работы в Церкви, и, может быть, в первую очередь, изменения в сознании наших детей и молодежи

Задачи духовного образования

задачей духовной школы должна быть подготовка кадров священнослужителей. Но что это означает? Возможно ли уподобить подготовку священнослужителей воспроизводству кадров в какой-нибудь светской отрасли, скажем, в области науки или производства? На мой взгляд, нет, и вот почему. Здесь присутствует очень важная богословская предпосылка: потому, что воспроизводство кадров в Церкви - это, говоря по существу, и есть передача церковного Предания от поколения к поколению. Да, бесспорно, Предание есть веяние Духа Святого в Церкви, но Церковь - организм Богочеловеческий, в ней осуществляется синергия Божественной благодати и человеческих усилий. И не всегда, увы, далеко не всегда человеческое усилие оказывается достойным Божественного призвания.

Вот почему духовное образование имеет самое непосредственное отношение к сокровенным глубинам бытия Церкви - это одна из важнейших задач. Это не вторичное дело; богословское образование - в самой сердцевине церковной жизни. Мы передаем Предание. Кто является хранителем Предания? - Епископат. Посредством чего люди, которые в будущем становятся архиереями, входят в этот поток Предания? - Через богословское образование. Поэтому пренебрежительное отношение к богословскому образованию (не декларируемое - никто не говорит, что это не нужно - а внутреннее: «Главное сейчас батюшек иметь достаточно, образование - это потом») - вот это внутреннее презрительное отношение к богословию как одному из обязательств правящего архиерея надо пересматривать, потому что от уровня нашего богословского образования, от того, что есть богословское образование, зависит, в конце концов, сама передача Священного Предания Церкви.

Церковь определяет, каким должен быть священник, свидетельствует об идеале, образце. Но даже сама эта задача, конкретное определение идеала в данных исторических обстоятельствах уже является элементом целеполагания в сфере духовного образования. Таким образом, задача духовного образования - не только «воспроизводство священников», как «воспроизводство инженеров», но и воспроизводство идеала, или, говоря языком светским, знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых черт характера, состояния души.

(Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви 13 ноября 2009 года)

Духовное образование немыслимо без церковной науки, без богословия, без церковной мысли, без серьезных научно-методических трудов. А почему, собственно говоря? Да потому, что без богословия мы можем начать передавать, по слову апостола Павла, бабьи басни (1 Тим. 4:7) вместо подлинного церковного Предания. Ведь так же и происходит, когда бабьи басни становятся частью местного предания и не отсекаются, потому что нет способности отсечь одно от другого, отделить одно от другого. На этой почве и рождаются ереси и расколы, когда бабьи басни становятся в сознании людей частью предания, когда они поставляются в центр Благовестия.

Именно богословская, ясная и трезвая церковная мысль должна быть важнейшим инструментом церковного целеполагания в сфере духовного образования. Духовная школа и ее научно-педагогическое ядро должны уметь методически адекватно выделить то важнейшее в догматическом, литургическом, мистическом, аскетическом, каноническом, миссиологическом и иных аспектах Предания, что должно быть усвоено будущим священнослужителем.

(Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви 13 ноября 2009 года)


Перед преподавательским корпусом духовных школ, церковными учеными предлежит большая духовная и творческая задача - обеспечить преемственность живого Предания Церкви, преемственность текстов, смысл которых проясняется Духом, и преемственность Духа, поддерживаемого живыми текстами. Нельзя замыкаться в отвлеченном академизме: если мы не можем применить святоотеческое Предание в сегодняшней ситуации - значит, мы не усвоили Предание. Значит, мы схоласты по мышлению; значит, у нас богословие в одном кармане, а реальная жизнь - в другом; значит, не происходит стыковки одного с другим. Вот почему должна быть обеспечена постоянная связь церковной науки с церковной практикой, с реальной жизнью Церкви; вот почему богословие должно развиваться, в первую очередь, как ответ на все те вопрошания, как теперь говорят, вызовы, которые жизнь к нам обращает. Это сложная задача, но решаемая - в этом меня убеждает опыт разработки Основ социальной концепции нашей Церкви, потому что концепция создана именно как богословский ответ на вызовы времени.

(Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви 13 ноября 2009 года)

Мы должны воспитывать не рабов и не бунтарей, но свободных и одновременно ответственных людей. Свобода не означает распущенности - свобода должна быть, прежде всего, свободой внутренней, свободой во Христе. Мы должны быть уверены, что все ограничения и тяготы приемлются священнослужителем как ограничения, взятые на себя осознанно и добровольно. Это осознание добровольного принятия на себя креста должно быть присуще каждому священнику, потому что в каком-то смысле крест принимается уже самим желанием стать священнослужителем. Дисциплина должна быть в первую очередь самодисциплиной, а послушание иерархии должно осуществляться не из страха, а как осознанное и твердое следование Преданию, как сохранение древнего богоустановленного строя Церкви. Это не современные иерархи выдумали каноническую дисциплину и подчинение священника епископу, это принцип от самого Господа, он лежит в основе церковной жизни, и каждый священник должен это ясно понимать; каждый семинарист должен понимать, еще до того как он принял хиротонию, что он вступает на путь послушания.

Совершенствование учебно-воспитательного процесса должно иметь своим итогом то, что мы должны получить выпускников, которые не просто что-то слышали и знают о духовном и богословском Предании Церкви. Они должны жить и развиваться внутри этого Предания. Будущим священнослужителям необходимо привить навык постоянного и притом самостоятельного самосовершенствования в изучении Священного Писания и церковного Предания. Вот почему огромное значение имеет в духовном образовании самостоятельная работа: она прививает самостоятельность, ответственность и, конечно, развивает творческое мышление.

(Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви 13 ноября 2009 года)

Семинария должна готовить пастырей со степенью бакалавров. Некоторые семинарии, имеющие больший потенциал, могут предоставлять своим учащимся возможность проходить начальную научную специализацию, получая степень магистра. Академии же и равные им учебные заведения должны стать местом, где готовят специалистов и исследователей по отдельно взятым дисциплинам. Обучение в них должно завершаться написанием полноценных научных исследований

Духовные школы должны быть полностью признаны государством и обществом - как современные конкурентоспособные развитые научно-интеллектуальные гуманитарные центры, которые готовят не просто когорту священников, но академически образованных гуманитариев. Именно к такому результату должна привести образовательная реформа

Образование vs благочестие?

Благочестие и культура, вера и образование - это не альтернативы, вот что нужно понять. Нельзя культуру противопоставлять благочестию, а веру нельзя противопоставлять образованию. Это противопоставление недопустимо. Вера, церковность, благочестие - это абсолютно необходимые требования. У будущего священника должны быть еще и соответствующие душевные, интеллектуальные и даже физические качества. Еще раз повторюсь: речь не идет о том, что мы должны предпочитать благочестию образование и способности. Абитуриент должен обладать и тем, и другим. Если мы будем брать в семинарии троечников, посредственностей, двоечников, людей с отклонением от психической нормы, миссия Церкви будет провалена, эти люди будут неспособны обращать к Церкви сердца современных людей. Церковь снова останется Церковью для малообразованных людей, для тех самых бабушек, которым ни английский, ни патрология не нужны. Церковь не станет Церковью всего народа, а сегодня наша задача заключается в том, чтобы Церковь была Церковью всего народа. Это не значит, что бабушки должны быть дискриминированы в нашей церковной общине, но это значит, что Церковь должна быть нацелена на работу со всеми, в том числе с бабушками, но и с людьми современными, малоцерковными, критически относящимися к Церкви.

Скверно образованные, некультурные люди слишком часто становятся людьми антикультурными, обскурантами, защищающими и оправдывающими свой низкий образовательный и культурный уровень зилотством и показным благочестием.

О реформе духовного образования

Совершенно очевидно, что богословское образование, несмотря на ту реформу, которая имела место в 1990-е годы, до сих пор не вышло на тот уровень, который можно было бы признать удовлетворительным. Подготовка кадров, в первую очередь священнослужителей, сегодня требует определенной коррекции. та коррекция диктуется самой жизнью. Если в прежние времена Церковь находилась в общественной изоляции, то сейчас священник, помимо того, что он пастырь и совершитель Таинств, еще и общественно значимая фигура. Эту роль священника особенно ясно чувствуешь в селах, в деревнях, в небольших районных центрах, где священнослужитель входит в число наиболее влиятельных людей

Наши духовные школы как раз и есть те места, где готовится закваска духовной жизни нашего общества. В этом смысле на них - большая ответственность. Апостол Петр говорит: «Пасите Божие стадо, ...охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Петр. 5:2-3). Этими богодухновенными словами должна быть пронизана вся система нашего духовного образования, ибо в реализации этого поучения заключается ее подлинный смысл.

О государственной аккредитации

Сейчас мы озабочены вопросом государственной аккредитации духовных учебных заведений, что по многим причинам становится необходимым, ― подчеркнул Предстоятель. ― Человек, изучающий богословие, вступающий на путь служения Церкви, не должен себя чувствовать изгоем в обществе. Он не должен быть ущемлен в своих правах только лишь потому, что государство по каким-то причинам не признает дипломов о высшем богословском образовании.

(Сказано в ходе встречи с российскими и зарубежными журналистами в Чистом переулке 15 апреля 2009 года)

Методики образования

Наверное, самая большая ошибка нашей школы состоит в том, что мы мало пишем, мало самостоятельно излагаем на бумаге свои мысли. Сейчас, в век интернета, очень часто подготовка сочинений сводится просто к переписыванию информации из всемирной компьютерной сети. Однако нужно научиться самостоятельно мыслить, анализировать прочитанное, излагать свои мысли и устно, и письменно. Такая работа над самим собой требует много времени, и если отдаваться этой работе, то не будет времени на пустоту, на праздное и опасное для души времяпрепровождение. А если эту творческую созидательную работу соединить с молитвой, с реальным религиозным опытом, то духовная школа станет поистине школой мысли и школой духа.

Больший упор необходимо делать на самостоятельную работу студентов под контролем и при руководстве со стороны преподавателей; студентов нужно прежде всего "учить учиться", прививать им практические навыки исследовательской работы с текстами, написания собственных текстов, владения методологией научной работы. В семинарии богословское и нравственное формирование воспитанников должно проходить при активном участии преподавателей и классных наставников. В академиях необходимо усилить связь между студентом и научным руководителем

О науке Говоря о духовно-нравственных основах и путях развития науки, образования и культуры, мы должны ясно и с полной ответственностью понимать, что у нашего народа вообще нет будущего, если наука и образование не станут национальными приоритетами…У нас нет достойного будущего, если настоящая культура будет влачить жалкое существование на фоне расслабляющей вакханалии масскульта, - подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. Мировой опыт свидетельствует: лишь те страны, в которых науке и образованию уделяется должное внимание, могут сохранить свой суверенитет и успешно развиваться

Полагаю, что Русская Православная Церковь должна помочь государству и обществу в координации научных, творческих и просветительских усилий. «Богу - Богово, а Ньютону - ньютоново» - такой принцип поведения недавно предложен нам известным интеллектуалом Виталием Третьяковым. Речь идет, наверное, о том, что Церковь не должна покушаться на естественнонаучное знание и на институт рационального образования. И мы можем принять этот принцип, но при одном непременном условии: должен быть обязательно соблюден основополагающий принцип иерархии ценностей, когда на первом месте безусловное и непререкаемое «Богу - Богово».

Исходя из такого миропонимания, православные христиане должны быть всегда открыты к диалогу и сотрудничеству с окружающим миром, в том числе с педагогами, людьми науки и культуры. Об этом ясно сказал и Поместный Собор, призвавший пастырей и мирян «развивать диалог с окружающим обществом, включая гражданские объединения, мир науки и культуры.

Сегодня задачей общецерковного значения является создание научно-богословской школы. Прикладная роль богословия как в образовании, так и в поиске ответа на актуальные вопросы церковной жизни может развиваться лишь на прочном академическом фундаменте. Следует создавать все необходимые условия для ведения научной работы в духовных академиях и иных церковных учебных заведениях. Такая работа должна рассматриваться не как личное дело преподавателей, а как неотъемлемая часть их церковного послушания. И по этой работе также будет оцениваться деятельность преподавателя

Научная академическая традиция учит не торопиться с обобщениями. Замечательная традиция. Многие ошибки, происходившие в прошлом и происходящие сегодня, имеют своим истоком именно стремление обобщить как можно быстрее, без специального исследования всего наличного материала, без попытки сделать вдумчивые критические выводы. Это особенно опасно, когда возможные обобщения касаются непростых вопросов, к каковым, без сомнения, относится и вопрос взаимоотношений религии и науки. Тема очень важная уже потому, что религия является феноменом огромного значения для большинства жителей планеты, как и наука является ключевым феноменом, обеспечивающим поступательное научно-техническое развитие современной цивилизации. Рассматривая этот вопрос, следует остерегаться упрощенных интерпретаций, с которыми, к сожалению, мы сталкивались в недалеком прошлом. Так, утверждалась обязательная борьба религии и науки из-за якобы непримиримого антагонизма между ними.

Можно сказать, что религия, наука и искусство - это разные способы постижения мира и человека, познания мира человеком. У каждого из них свой инструментарий, свои методы познания, они отвечают на разные вопросы. Наука, например, отвечает на вопросы «как» и «почему». Религия - на вопрос «для чего». В центре религиозного познания - проблема смысла жизни и отношения к смерти. Если наука занята вопросом о том, как на земле появилась органическая жизнь, то религия - для чего появилась жизнь. Наивно прочитывать книгу Бытия как учебник по антропогенезу, но равно контрпродуктивно искать в учебниках по биологии или физике ответ на вопрос о смысле жизни.

В мире интенсивного развития технологий, основанных на научном знании, чрезвычайно важна нравственная ответственность ученых. Несколько десятилетий назад, говоря о возможных опасных последствиях научного прогресса, мы имели в виду прежде всего ядерные технологии. Но теперь возникли острейшие проблемы, связанные с биотехнологиями, бурным развитием информационных технологий, созданием виртуальных реальностей, формированием всеобъемлющих баз данных, контроля и учета людей, недолжное использование которых может поставить под угрозу свободу человека и его гражданские права.

Важно понимать: сама тема последствий научно-технологического развития безусловно имеет нравственную составляющую. Она неразрывно связана с представлениями о добре и зле, со способностью различать вред и пользу. И здесь - естественное поле объединения усилий науки и религии.

О пастырстве Не приклонится милость к священнику, который считает, что он должен ждать, пока к нему народ придет, что его служение должно замыкаться только в пределах храма, что все остальное его не касается. Поэтому мы должны очень серьезно воспринять удивительные слова Господа, которыми завершается Евангелие от Матфея: Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына, и Святого Духа (Мф. 28. 19). В семинариях во время занятий по экзегетике мы обращали внимание на фразу крестите во имя Отца и Сына, и Святого Духа, толковали эту часть текста, но никогда не обращали внимание на слово «идите» - идите и научите все народы. Спаситель не сказал ученикам: сидите там, в Галилее, к вам придут люди, вы крестите их, и все будет в порядке. Он велел: идите и научите. Если мы сегодня хотим научить наш народ, то должны пойти к нему…Сила слова всегда связана с силой молитвы, - свидетельствует Святейший Патриарх. - Священник не может проповедовать, используя какие-то схоластические приемы и схемы… Душа человека откликается на проповедь, когда он чувствует, что священник, говорящий нечто, сам это пережил. Если вы говорите от своего опыта, если это ваши мысли, соединенные со святоотеческими творениями, со словом Божиим, - то ваше слово становится убедительным…Мы должны понять, что не только суббота, воскресенье и праздники - рабочие дни для священника. А почему бы не оставить понедельник для встреч с одинокими пожилыми людьми, вторник - для встреч с молодежью, в среду, например, - с молодыми людьми, которых называют «неблагополучными»… Если ядром приходской жизни будет богослужение и молитва, а вокруг него будет формироваться образовательная и социальная деятельность, то приходы у нас станут центрами не только богослужебной, но и общественной жизни.

Пастырский визит не означает только учительство. Вообще, пастырство - это процесс двусторонний. Если пастырь закрывается от своей паствы, если чувствует самодостаточность, если исповедует ложное убеждение, что он альфа и омега и носитель конечной истины, то у него прерывается контакт с паствой, его слово перестает быть притягательным, на это слово уже не обращают внимания.

Христос пришел для всех. Он был носителем собственной субкультуры, но Он никогда не связывал принадлежность к этой субкультуре с возможностью принять Его слово. Ведь перед апостолами стояла огромная проблема, когда им нужно было выйти за пределы иудейского, еврейского мира и пойти к язычникам, с которыми евреи не общались даже в быту, - это была иная культура, иной образ мысли, иная философия жизни. Это был колоссальный вызов христианской общине - многие говорили, что этого делать не надо, что нужно остаться со своим народом и бороться за его духовное возрождение. И в 51 году апостолы собираются в Иерусалиме на первый Собор, чтобы разрешить эту жизненно важную проблему (см. Деян 15). И они избирают путь служения всему миру. Они не связывают христианский религиозный выбор с культурным выбором - они распространяют свое слово на весь мир.

Думаю, что это пример всем нам. Почему мы должны ограничивать свое слово рамками православной субкультуры? Конечно, мне очень комфортно говорить с людьми, принадлежащими к той же культуре, что и я. Гораздо труднее говорить с теми, кто принадлежит к другой культуре не только с точки зрения стиля одежды или способа самовыражения, но и по образу мысли. Проповедь, обращенная к носителям другой субкультуры, всегда требует переосмысления своих убеждений, обновления своей преданности Христу. Она требует огромной внутренней работы, и, может быть, не всегда современный священник готов к такой работе, когда нужно как бы наступить на горло своей собственной песне, когда в другом человеке, совершенно ином, шокирующем своим внешним видом, нужно вдруг увидеть паству - того, к кому должно быть обращено слово Божие.

На этом пути есть и определенные соблазны. Ведь желание иметь контакт с молодежной субкультурой вообще присуще старшему поколению, особенно политикам. Иногда для того, чтобы стать понятными молодежи, взрослые дяди и тети начинают на себя примерять эту молодежную субкультуру - выходят в молодежные аудитории, взмахивают руками, произносят какие-то слова на молодежном сленге, одеваются так, чтобы выглядеть «своими». Все это - мимикрия, лицемерие.

Нужно оставаться самим собой. Я готов разговаривать с молодежью, но я не сниму для этого рясу и не оденусь так, как вы сейчас одеты. Не потому, что у меня есть какие-то предрассудки в отношении такой одежды, а потому, что это моя культура, я ее носитель. Но внешние различия не могут разделять людей настолько, чтобы у них разрушались коммуникативные отношения - для священника это просто трагедия. Вот почему сегодня к Церкви обращен огромной силы вызов, в том числе со стороны молодежи. Нужно находить возможность говорить с молодыми людьми таким образом, чтобы в их категориях мысли и в их культурных категориях передавать им вечное слово Божие.

…требоисправление, оторванное от Предания, да и от благочестия, превращается просто в предоставление религиозных услуг за соответствующую плату. Но самое печальное то, что этот «идеал» возникает у горе-семинариста не на пустом месте - он видит определенные подтверждения своей теории в церковной жизни. Такой «идеал» священника смертельно опасен для Церкви. Зачем требоисполнителю-наемнику социальная работа? Зачем миссия? Зачем образование? Зачем жертвенное служение людям? Да, в конце концов, даже жертвенное служение Богу? Я, конечно, привожу самый крайний пример. Но ведь все мы сталкиваемся с такими примерами.

(Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви 13 ноября 2009 года)

Священнослужитель должен быть человеком, в том числе, высокой светской культуры, он должен иметь хороший вкус, уметь видеть красоту. В этом присутствует и миссионерский императив, и пасторологический, и собственно церковный. Когда мы говорим о светской культуре, об общем образовании, которое также необходимо для священника, то относим сюда и филологическую подготовку, знание языков древних и новых, без чего очень сложно сегодня заниматься богословием.

(Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви 13 ноября 2009 года)

Результативность трудов клирика следует измерять не по количеству совершенных треб в храме или по вызову. Эффективность пастырской деятельности измеряется тем влиянием, которое совершенное таинство окажет на жизнь пасомого или пасомых. Подводя личный итог своего церковного года, священник должен уметь честно ответить себе на вопрос: сколько крещенных мною людей воцерковились или оказались на пути к воцерковлению, скольких женщин я сумел отговорить от совершения аборта?

У каждого священника должно быть законченное богословское образование. Да, мы иногда рукополагаем до того, как человек семинарию закончил; но все это нужно восполнять соответствующими знаниями.

Нельзя говорить «от ветра главы своея». Нельзя выходить на амвон, не зная, что сказать людям. Нельзя ни в коем случае уповать на какой-то свой опыт или на то, что можно пересказать проповедь прошлого года или еще чью-то проповедь. Вот самое важное, братия: нужно готовиться к каждому слову, которое мы произносим людям, к каждому слову! Нам кажется, что это слово могут слышать лишь немногие, стоящие перед нами, но нам неизвестно, в какие аудитории, в какие дома, в какие коллективы, в какие семьи это слово может быть принесено.

Когда человек приходит к священнику, то ему кажется, что священник не имеет права на ошибку. Человек на исповеди нас слушает так, как будто мы истина в последней инстанции. И каком-то смысле это правильно, потому что если священник говорит не от себя, если он говорит на основе слова Божия, то он действительно передает человеку Божественную истину. Но ведь ее можно передать убедительно или невнятно, аргументировано или так бледно, что она не вызовет никакого интереса! Поэтому найти способ передачи Божественных слов, способ передачи Предания Церкви - это самая важная задача; очень многое зависит от того, как мы говорим, какие категории мысли и какие слова мы используем. (…) Вот для того, чтобы наше слово всегда было актуальным, чтобы мы могли передавать слово Божие людям убедительно, нужно, чтобы оно самими нами было в глубине сердца прочувствовано. Поэтому, когда вы читаете Евангельские и апостольские тексты, когда вы готовитесь к проповеди, старайтесь все время думать: а что это сегодня может означать для людей? Ставьте все время этот вопрос, представляйте себе инженера на заводе, ученого, преподавателя, журналиста, крестьянина, обычного прихожанина с его скорбями, с небольшой пенсией, с заботами, с хлопотами, с семейными проблемами, разводами, изменами, со всем, с чем современный человек постоянно живет, с чем он борется, - с этой стихией мира, которая его захватывает. И тогда вдруг неожиданно для самих себя вы почувствуете, что этот текст помогает понять, что происходит с современным человеком, он открывает какую-то очень важную грань современной жизни, открывает смысл этой грани, помогает вам понять жизнь и дать людям правильный комментарий, чтобы вооружить их словом Божиим.

Сегодня священство несет большую ответственность не только за состояние дел в Церкви, за состояние дел в приходах - оно несет ответственность за духовное состояние всего народа, а значит, за благополучие нашей страны. А потому горизонты священнослужителей должны расширяться. Священник должен оценивать свою работу не только в соответствии с техническим состоянием храма - отремонтирован храм или нет, восстановлен или не восстановлен; не только по количеству людей, приходящих в храм; не только по числу причастников. Священник должен оценивать свою работу по нравственному состоянию народа, которому он служит.

Священник призван быть разносторонне развитым человеком, ведь он общается с людьми разных профессий и с каждым должен уметь говорить на его языке. Поэтому считаю важным развивать сотрудничество с естественнонаучными вузами, приглашать их профессоров читать лекции в наших учебных заведениях. Со своей стороны мы также готовы, откликаясь на соответствующие просьбы, читать лекции или даже курсы в тех светских вузах, включая вузы технические, у которых есть интерес к получению сведений о современной богословской науке.

…самый сильный ответ Церкви - это соучастие в жизни людей, это молитва, это совершение Таинств. Я знаю духоносных старцев, к которым приезжают иногда за советами высокоинтеллектуальные люди. И вот один из таких как-то мне рассказал после беседы со старцем: «Вы знаете, я даже не понял до конца, что он мне говорит, он как-то невнятно бормотал». Я говорю: «А что вы хотели, лекцию от него услышать? Он сказал вам то, что сказал, подождите». Сейчас он постоянно приезжает исповедоваться к этому старцу. Значит, был какой-то реальный ответ, и это никакая не магия - здесь просто сила молитвы.

А для того чтобы у наших священников была такая сила молитвы, у них должен быть особый образ жизни. Они никогда не должны останавливаться на месте, они должны постоянно расти духовно, а прихожане, с которыми они общаются, в каком-то смысле должны им в этом помогать. Дружная христианская община, несомненно, помогает священнику духовно расти, а компетенция священника - это его личная духовность, сила молитвы и приходящая в связи с этим житейская мудрость.

(Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с молодежью на II Международном православном студенческом форуме 13 октября 2016 года)

Цитаты взяты с сайта patriarchia.ru

Одной из важнейших задач для всей Русской Православной Церкви является работа с молодежью, которая должна выстраиваться как на уровне епархии, так и на уровне прихода. При осуществлении этой миссии духовенство должно использовать новые формы и методы, «дабы донести Евангелие до современной молодежи, которая не всегда с легкостью может переступить порог храма», выразил убеждение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на .

«Большое значение имеет первое впечатление от контакта молодого человека с церковным миром, - сказал Его Святейшество. - Вот почему необходимо участие духовенства в личных встречах с молодыми людьми. Для них это серьезное событие, к которому они подходят с неподдельным интересом и которое надолго им запоминается. Но эта форма пастырства не является и никогда не станет единственно возможной или достаточной. Нам нужно создать все условия для воцерковления людей, откликнувшихся на призыв Церкви».

Каждой епархии необходимо сформировать инфраструктуру подготовки и воспитания лидеров, способных в дальнейшем развивать и координировать молодежную работу, подчеркнул Святейший Владыка, добавив: «При этом важно ввести систему аттестации, выявляющую искуснейших, и поддерживать их энтузиазм соответствующими полномочиями».

Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что к сегодняшним условиям применим опыт древней Церкви, когда святители, сами проводя первые встречи с оглашенными, затем перепоручали их своим помощникам, которые в течение долгого периода обучали уверовавших основам веры. «Подготовка православных молодежных лидеров - это не то же самое, что полное духовное образование, возможное в стенах семинарий или богословских институтов. Подобная подготовка - вещь максимально предметная, преследующая троякую задачу: дать молодым людям крепкую церковную базу, предоставить инструментарий для просветительской работы и обозначить пути для дальнейшего самостоятельного духовного развития и богословского образования», - считает Святейший Патриарх Кирилл.

Эффективным примером работы по подготовке православных молодежных лидеров Его Святейшество назвал опыт московского и при нем, где действует Школа молодежного служения, которая в течение двух лет готовит молодых людей к делу катехизации, социальному служению, начальной миссионерской работе, преподаванию православной культуры. Кроме того, в Патриаршем центре в начале текущего учебного года впервые открыто учебное направление «организация молодежного служения на приходе».

Отмечая важную концептуальную идею, которую в своей работе реализует Патриарший молодежный центр, Святейший Владыка продолжил: «Наше время - время утраты традиции и нравственного релятивизма. В этих условиях формы и методы православного просвещения, в которых служитель Церкви выступает как учитель, знающий истину, эффективны в очень редких случаях. Человек, в особенности молодой, сегодня все чаще стремится сбросить с себя "предрассудки" и "стереотипы". Поэтому ненавязчивая передача веры, осторожное, чуткое и предельно терпимое отношение к человеку - это залог успеха в деле церковного просвещения. Современным молодым людям, часто ищущим религиозные ответы на мировоззренческие вопросы, необходимо не только сказать, куда и как двигаться, но и помочь обрести интерес и радость на пути воцерковления».

Помимо этого Предстоятель Русской Православной Церкви призвал архипастырей вовлекать молодежь в просветительскую работу, так как молодой верующий способен научить собственным примером. «Юноша или девушка, занимающиеся молодежным служением, должны помогать людям двигаться к Богу независимо от того, достигли они сами вершин духовного совершенства или нет. Именно в этом потенциал того, что теперь принято называть "лидерскими качествами"», - убежден Его Святейшество.

Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул: «Нередко христианин, стремящийся к просветительскому служению Церкви, не получает должной поддержки у настоятеля и даже у архиерея. Воцерковленный человек, молодой или в возрасте, желающий послужить Богу в деле благовествования, должен получить такую возможность. Если пастыри не будут заниматься работой с молодежью, да еще и не позволят заниматься ею мирянам, то на духовные запросы юношества вновь, как и 10-20 лет назад, будут отвечать заезжие миссионеры и сектанты».

Важными направлениями работы с молодежью Святейший Владыка также считает создание условий для приходского чтения и обсуждения Священного Писания, развитие на епархиальном и приходском уровне технической базы для просветительской деятельности в молодежной среде: «В нашей Церкви существуют авторитетные богословы, педагоги и миссионеры. Дистанционные встречи с ними должны стать частью церковного свидетельства. А молодые прихожане, занимающиеся просветительской работой, должны получить возможность восполнить свои знания с помощью современных технологий при материальной или финансовой поддержке прихода».

Эффективным направлением церковной молодежной работы являются паломнические поездки, отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В связи с тем, что за последние годы были выстроены конструктивные отношения с государственной властью, региональными и местными администрациями, Его Святейшество призвал священнослужителей и православных молодежных активистов инициировать переговоры по предоставлению для использования Церковью помещений, средств поддержки образовательного процесса и других ресурсов, которыми располагают школы, библиотеки, общественные организации. «Все это поможет вывести церковную просветительскую работу на качественно новый уровень, а с другой стороны - поможет наладить конструктивные, деловые и дружеские отношения с местной общественностью», - убежден Святейший Патриарх Кирилл.

Предстоятель Русской Православной Церкви обозначил три проблемы в сфере работы с молодежью: важно избежать популизма, неадекватной оценки потенциала молодежи, попытки заигрывания с молодежной культурой.

Всевозможные крупные акции, обращенные к молодежи и призванные показать им Церковь, о которой многие молодые люди знают лишь на уровне светских стереотипов, должны быть лишь вершиной айсберга, ведь без кропотливой ежедневной работы на приходах они малоэффективны. «Каждой епархии необходимо так наладить молодежную работу, чтобы она велась на каждом приходе, в каждом учебном заведении. Чтобы после определенного отрезка времени священник мог с радостью сказать самому себе: моя молодая паства увеличилась на столько-то человек», - отметил Святейший Владыка, особо подчеркнув, что понять молодежь можно только в том случае, если научиться ее слушать.

«Молодежный потенциал можно и нужно задействовать в миссионерских целях: содействуя молодежным проектам, организациям, инициативам, причем необязательно напрямую касающимся церковной деятельности, мы способствуем привлечению молодых к Церкви. Это могут быть дискуссионные группы, например, для обсуждения современных социальных или культурных явлений, или социальные проекты», - сказал Его Святейшество.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Материалы по теме

При участии Синодального отдела по делам молодежи делегация православной молодежи из Аргентины посетила православные святыни в России

В Москве состоялся ежегодный Георгиевский парад «Дети победителей»

В центре Москвы прошел первый студенческий пасхальный фестиваль

Предстоятель Украинской Православной Церкви поздравил с Пасхой детей с ограниченными возможностями здоровья

В епархиях Русской Православной Церкви проходит миссионерская акция «Пасхальная ленточка»

Мы встретились с вами накануне учебного года и только что молились за тех, кто должен с 1 сентября приступить к учению. В нашей молодежи заложено много доброго, но есть нечто, что превращает сегодня детей в легкую добычу людей со злыми мыслями и намерениями по отношению и к нашему Отечеству, и к Церкви.

Дело в том, что нынешнее поколение учащихся не помнит прошлого. Они не помнят тяжелейшего советского времени, не помнят, как жил наш народ. Они многого не помнят, и поэтому у них нет возможности сравнить наши дни с тем, что было. Но у людей среднего и старшего поколения такая возможность есть, и потому мы должны дорожить всем тем, что сегодня происходит. Это не значит, что мы должны идеализировать современность, но мы должны ясно понимать, что страна и Церковь за эти 27 лет прошли очень значительный путь — через тернии, разочарования, потери. Но то, что сейчас происходит в земле Русской, наполняет сердце радостью. Радостью не простодушной, не той, что закрывает видение проблем, существующих в обществе.

Мы призваны — и наше поколение, и то, что приходит нам на смену, — решать существующие задачи, для того, чтобы исторический путь России продолжался и чтобы ничто не омрачило духовную жизнь людей, их благополучие, чтобы никто и никогда не посягнул на независимость и свободу нашего народа. Молясь сегодня об учащихся, я просил Господа, чтобы Он их оградил от искушений, потому что искушения — это то, что соблазняет человека, а в результате приносит беду, трагедию в жизни личной, общественной и государственной. Мы должны хранить себя от этих искушений, и, несомненно, Господь нам в этом помогает.

Никакой человеческой мудрости иногда не хватает, чтобы отделить в нынешних сложнейших условиях добро от зла, потому что даже самое страшное зло порой говорит голосом добра и сбивает людей с толку. Иногда у этого зла удивительно притягательные аргументы, которые и соблазняют людей. Вот для того чтобы всего этого не было, нужна, помимо мудрости, которая приходит с опытом, еще и помощь Божия. Пусть она пребывает со всеми нами. Верим, что по молитвам всех святых, в земле нашей просиявших, приклонит милость к нашему Отечеству. Пусть Господь благословит всех нас, укрепит нашу веру, даст духовные и физические силы, чтобы достойно пройти свое жизненное поприще и, представ пред Богом, услышать слова: «Приидите ко мне и наследуйте Царство, уготованное вам от начала мира». Аминь.

В праздник Донской иконы Божией Матери

Сегодня мы слышали притчу Спасителя о семени. Господь объяснил, что семя — это слово Божие. Брошенное при дороге — это слово, которое бывает услышано, но диавол вырывает из сердца человека Божественную истину. Брошенное на камни — это семя, которое было воспринято и произросло, но, не имея прочного основания, засохло. Третье, попавшее в сорняки, — это слово, которое заглушается повседневными заботами. А вот четвертое — это семя, которое принесло плод.

Почва — это некая данность. Мы рождаемся с разными предрасположенностями, — ученые называют это наследственностью. Но никто не может сказать, что он категорически предрасположен ко злу и не может творить добро, или что он абсолютно предрасположен к неверию и не может в Бога поверить. Бывает, что ввиду отсутствия заботы со стороны родителей или учителей у детей в сердце создается каменистая почва. Даже если ребенок или уже взрослый, имеющий такое сердце, в какой-то момент воспринимает Божественную истину, то эта истина не может прорасти, потому что в сердце — камень.

Мы должны работать, чтобы наши души не стали каменными. Мы должны работать над самими собой, над нашими детьми, над теми, кто сегодня пошел в школу, потому что и там может быть заложен камень в душу, не говоря уже о таких явлениях современной жизни, как влияние Интернета и средств массовой информации.

Если слово Божие не входит в сознание и сердце человека, то никаких особых испытаний не надо. Просто человек отдается искушению, забывая обо всем — о Божиих заповедях, о законах, о честности, о порядочности, — и уже ничто его не удерживает.

Зачем слово Божие, когда столько денег можно получить тем или иным незаконным способом? Или предаться наслаждениям, сделав несчастными множество людей? Но об этом мы и не задумываемся, потому что диавол с легкостью берет над нами власть. Каждый, кто занимается сельским хозяйством, знает: можно прополоть землю, и никаких сорняков не будет. И в нашей душе могут произрасти те самые сорняки, которые заглушат не только Божие, но и всякое разумное слово. Ведь если человек попадает в круговерть повседневной жизни, то, конечно, слово Божие будет этой повседневностью заглушено.Но именно от нас зависит, что мы делаем с почвой своей души.

Ну и, наконец, плодородная почва. Она приносит плод, но и над этой почвой надо работать, потому что одна и та же почва один год приносит хороший урожай, а в другой год может и не быть столь же плодоносной. Поэтому духовная жизнь постоянно требует бдительного отношения человека к самому себе, к своим мыслям, поступкам, чувствам. Усвоение Слова Божия — это подвиг всей жизни, и это самый главный подвиг. Если мы не усвоим слово Божие, то Царство мы не получим, да и в этой жизни не повезет.

Эта притча учит нас духовному бодрствованию. Мы должны со вниманием относиться к тому, что происходит в нашей душе, в наших мыслях. Эти мысли очень своевременны накануне учебного года. Родители несут ответственность за детей, поэтому будьте бдительны. Думайте не только о собственной почве, но о почве детских душ. Старайтесь личным примером сделать так, чтобы душа ребенка никогда не превратилась в камень, потому что каменная душа отвергнет не только Слово Божие, но и любовь, и подлинную радость жизни не воспримет. Это очень непросто сейчас сделать, но делать это нужно. Нужно оберегать детей от влияния среды, а уж если что-то произошло, то следует делать все для того, чтобы исторгнуть грех из сердца и сознания ребенка — и словом, и молитвой, и, конечно, участием детей в молитвенной жизни, причащении Святых Христовых Таин. Верим, что Господь будет хранить наших детей. Но нужно очень много работать всем — и властям, и общественности, и родителям, и школам, и Церкви, чтобы оградить наших детей от тех опасных духовных состояний, о которых сегодня нам повествует Евангелие. Аминь.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: