Храм николая чудотворца на болвановке расписание. Церковь николая чудотворца на болвановке

Первое упоминание о церкви Николая Чудотворца на Болвановке в Москве относится к 1632 году. Тогда на этом месте стояла деревянная церквушка.

Возведение церкви и название местности связывают с временами татаро-монгольского нашествия.

Существует мнение, что именно здесь приносилась дань и подписывались различные договора перед «болванами» (изображениями ханов Золотой Орды, сделанных из войлока). После свержения татаро-монгольского ига, было принято на таких местах возводить церкви во славу освобождения от инородцев.

По другой версии, которая принадлежит П.В.Сытину, район назывался Болвановкой по роду занятий местных мастеровых. Они изготавливали болванки под мужские головные уборы, а их слобода существовала на этом месте еще с XVII века.

Вплоть до 1922 года улица Верхняя Радищевская носило имя Верхняя Болвановка.

История храма Николая Чудотворца на Верхней Радищевской

Но вернемся к Храму Николая Чудотворца на Верхней Радищевской.

Возведение каменной церкви относят к периоду 1702-1712 годов. Зодчим здесь выступил Осип Старцев, один из известнейших «каменных» мастеровых того времени.

Интересно знать, что это было последние творение мастера, т.к. в 1714 году в Москве, по приказу Петра I, запретили строительство церквей из камня. Все средства уходили на возведение северной столицы. Приказ каменных дел упразднили, а Осип Старцев принял постриг и ушел в монастырь.

Строение возвели в допетровском стиле. Ему свойственны пятиглавие куполов, колокольня в виде шатра, пирамида кокошников.

Внутренняя часть храма состоит из двух церквей: нижней (отапливаемой) и верхней (не отапливаемое помещения для летних служб).

В конце XIX века, на средства купца М.П. Коликова, храм Николая Чудотворца обновили под руководством архитектора В.А. Осипова. Роспись внутреннего убранства выполнили М.И. и И.М. Дикаревы.

Во время реставрации восстановили узорчатые кокошники, наличники вытесали из белого камня, покрыли позолотой главы церквей.

В 1944 году, в связи с реконструкцией Таганской площади и строительством станции метро «Таганская», церковь начали демонтировать. Уже снесли верхнюю часть колокольни и купола, когда вновь восстановленное патриаршество вступилось за здание и сумело его отстоять, переведя объект в реестр памятников архитектуры.

Храм восстановили, но с куполов исчезла позолота, а вместо крестов торчали металлические штыри.

В 1992 году Храм был возвращен в лоно Православной Церкви.

Расположен храм (церковь) Николая Чудотворца на Болвановке по адресу: Москва, Верхняя Радищевская, 20 (м. Таганская).

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.

Материалы для урока-экскурсии. 6-9 классы

Болвановские переулки, некогда расположенные в Замоскворечье и Заяузье, давным-давно переименованы. Сегодня память о них сохранилась лишь в названии двух старинных православных храмов: Спаса Преображения на Болвановке и Николая Чудотворца, что на Болвановке.

Приглашаю вас на воображаемую экскурсию, которая свяжет эти два храма, - от современной Таганской площади, где расположена церковь Николая до Новокузнецкого переулка к храму Преображения. Столетие разделяет великие исторические события, связанные с ними - Куликовскую битву (1380 г.) и окончательное избавление от монголо-татарского ига (1480 г.). Но вначале попробуем разобраться в значении слова, от которого произошло название интересующей нас местности.

В словаре В.Даля читаем: «болван - истукан, статуя, идол, языческий изваянный бог». Такие изображения из грубо отёсанных столбов было принято ставить на могилах воинов-героев, в «Слове о полку Игореве» упоминается Тмутараканский болван. Из Заяузья и из Замоскворечья шли на юго-восток дороги в столицу Золотой Орды - Сарай-Бату (развалины города находятся у с.Селитренное, Астраханская обл.). На Болвановках московские князья с почётом встречали и провожали татарских послов, с поклоном подносили им золотой кубок с кумысом, слушали ханские грамоты, которые послы зачитывали, ступив на постеленные им под ноги собольи меха, здесь же князья присягали хану, кланяясь идолу или его войлочному изображению. Можно предположить, что из-за этого идола местности и прозвали Болвановками.

Другая версия связывает это название с деятельностью местных ремесленников. «На другой стороне Москвы-реки (за Яузой) были слободы Кузнецкая и Болвановка. Близко жили мастеровые чугунного и гончарного дела, которые для своих изделий имели формы, или болваны, потому полагаем, что на месте, где теперь Болвановка, жили мастера, которые делали такие формы, или болваны», - писал Н.П.Розанов в книге «Описание московских церквей». Со временем «болванкой» стали называть все металлические заготовки для изделий, необходимые для литейного и гончарного дела.

П.В.Сытин толкует происхождение местности иначе: «Название улицам дано в XVIII в. по находившейся здесь в XVII в. ремесленной Болвановской слободе, жители которой делали из дерева болванки для пошива на них головных мужских уборов», - возможно, что жили здесь и шляпных дел мастера.

Заяузская Болвановка впервые упоминается в «Сказании о Мамаевом побоище». В конце 1380 г. объединённое русское войско под предводительством московского князя Дмитрия Донского выступило из белокаменного Кремля навстречу неприятелю: «Князь же великий отпустил брата своего, князя Владимира, дорогою на Брашево, а белозерских князей - Болвановскою дорогою, сам же великий князь пошёл дорогою на Котёл». Уже в наше время на бывшей Нижне-Болвановской, ныне Яузской улице, поставлен закладной крест, знаменующий, что на этом месте в будущем откроют памятник благоверному князю Дмитрию Донскому.

В 1547 г. заяузская Болвановка сгорела при пожаре, вспыхнувшем после венчания на царство Ивана Грозного. Через двадцать лет вновь отстроенная слобода стала местом поселения иноземцев, появившихся в столице после Ливонской войны (1558-1583). Воины жили в милости у русского царя, они были определены на государеву службу с «хорошим рационом», царь им пожаловал лошадей и огнестрельное оружие. По соседству с иноземцами поселились московские стрельцы, о чём свидетельствует название Тетеринского переулка. Согласно старинной традиции переулок был назван в честь начальника слободы, стрелецкого головы Тетерина, который в годы правления Ивана IV участвовал в походе на Астрахань.

При Борисе Годунове местность стала заселяться ремесленным людом, который принадлежал дворцовым слободам. В одной из них изготавливали таганы - чугунные треножники-подставки для котлов, на которых варили пищу на костре, отчего впоследствии и произошло название этих мест - Таганка. Каждая слобода строила свои приходские храмы, не исключением стали ремесленники Болвановской слободы, которые возвели церковь в честь Николая Чудотворца.

Никольский храм, известный с 1632 г., вначале был деревянным. И.К.Кондратьев в книге «Седая старина Москвы» утверждает, что он носил название «что в Кузнецах, у Таганских ворот». Через пятьдесят лет патриарх Иоаким благословил возведение каменной церкви, но у прихожан не нашлось достаточно средств на строительство, деньги собирали очень долго, так что возведение храма началось только в 1697 г. Правда, есть версия, что в 1682 г. на месте деревянного храма всё же появилась маленькая каменная церковь с шатровой колокольней. В начале XVIII в. князья Гагарины внесли пожертвования на строительство, и было отстроено здание храма, сохранившееся до наших дней.

Для возведения Никольской церкви был приглашён русский зодчий Осип Дмитриевич Старцев (? - после 1714), построивший ранее в московском Кремле настоящее архитектурное чудо - ансамбль домовых церквей Теремного дворца (1681-1682), а также Крутицкий терем (1693-1694) и трапезную Симонова монастыря (1677-1680). Исследователи считают, что Старцевы были тесно связаны с Таганкой. Возможно, отец Осипа Дмитриевича - Дмитрий Михайлович, тоже зодчий, построил здесь Воскресенскую церковь, а Осип владел располагавшейся неподалёку гончарной мастерской, в которой изготавливались поливные изразцы, украшающие Крутицкий терем. Дом Осипа Старцева мог находиться рядом с мастерской, в районе Заяузья, и построенный им Никольский храм стал его приходским храмом.

В XVIII в. быть зодчим означало совмещать множество талантов: Осип Дмитриевич был не только талантливым архитектором, но и руководителем строительства, распорядителем вверенных ему финансовых средств, решал важные административные вопросы. Его талант был вознаграждён, Старцев дважды получал награду от царя, «ибо он у каменных дел цену сбавил». Время строительства Никольского храма выдалось сложным - это были первые годы петровских преобразований. На смену московскому барокко пришли западноевропейские новшества, активно насаждаемые Петром I, и то, что храм Старцева был выстроен в архитектурных традициях Московской Руси, можно считать дерзновением зодчего. С 1703 г. начинается строительство Санкт-Петербурга, все архитекторные силы направлены на новое детище Петра. Но Осип Старцев не получил приглашения в Петербург, может быть поэтому при строительстве Никольского храма он попытался сохранить дух древней Москвы.

По оси с востока на запад протянулись постройки храма, трапезной и колокольни. Двухэтажный пятиглавый красавец-храм вобрал в себя многие черты московского барокко. В храме на Болвановке «мы видим и традиционную пирамиду кокошников, и довольно обычное пятиглавие, и традиционную шатровую колоколенку, замыкающую храм с запада». На первом этаже находилась отапливаемая в зимнее время церковь с главным престолом во имя святителя Николая, на втором - летняя, с престолом в честь апостолов Петра и Павла. В трапезной находились приделы -Введения во храм Пресвятой Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Алтарь храма выполнен согласно архитектурным традициям начала XVIII в.: апсиды нижней церкви более выдвинуты на восток по сравнению с верхними, поскольку по церковным правилам один храмовый престол не должен перекрывать другой, чтобы не мешать молитвам возноситься к небу. Трапезная, строившаяся одновременно с основным помещением храма, равна ему по ширине и украшена белокаменными наличниками. Исследователи предполагают, что первоначально фасад здания был украшен изразцами. В августе 1712 г. «по челобитою подмастерья каменных дел Иосифа Старцева, велено на Москве у Таганских ворот, что на Болвановке, новопостроенную верхнюю церковь Петра и Павла освятить Большого Успенского собора протопопу Фёдору с братией». Именно по этой записи определяют дату окончания строительства Никольского храма.

Спустя два года каменное строительство в Москве царским указом было запрещено. Весь кирпич предназначался для строительства новой столицы. Поэтому церковь Николая Чудотворца часто называют последней средневековой постройкой старой Москвы и последним произведением талантливого зодчего Осипа Старцева. Известно, что мастер принял монашеский постриг в одном из московских монастырей и вскоре скончался. Время же оказалось довольно благосклонно к его детищу.

К сожалению, из-за пожаров (самый крупный случился в середине XVIII в.), да и по другим известным причинам сегодня мы видим храм не таким, каким его создал Старцев. Почти полностью утерян белокаменный декор, исчезли дубовые позолоченные иконостасы, паникадила из дорогой бронзы, не сохранились древние иконы, написанные специально для храма.

В начале XX в. храм был частично отреставрирован. Здание было подновлено, отчасти ему возвратили первоначальный облик: восстановлены колонки на углах нижнего этажа и наличники с фигурными навершиями снаружи храма и трапезной.

С приходом революционных событий 1917 г. Никольский храм был закрыт. Его здание занимали различного рода учреждения, всё внутреннее церковное убранство было уничтожено. В 1930-х гг. в связи с перестройкой Таганской площади главы и верхний ярус колокольни были снесены, но храм удалось отстоять как памятник архитектуры. Через двадцать лет была проведена его частичная реставрация, в результате которой колокольню храма восстановили. В 1992 г. храм Николая Чудотворца передали Русской православной церкви, и сегодня там продолжаются ремонтные работы…

А теперь давайте спустимся с Таганского холма к его подножию по мосту через Москва-реку и пройдём от Болвановки Заяузской к Болвановке Замоскворецкой. Именно здесь некогда находилось золотоордынское подворье, т.е. резиденция ханских послов. Долгое время подворье располагалось в Кремле, но в 70-х гг. XV в. его перенесли в Замоскворечье, этого удалось добиться жене великого князя Ивана III Софье Палеолог. Решив избавиться от нежелательного соседства, княгиня преподнесла золотоордынской ханше богатые дары с просьбою уступить ей место подворья. На этом месте Софья, побуждаемая таинственным видением, пожелала построить православный храм. Так татарские баскаки оказались на Болвановке. Вот на этом месте вскоре разыгрались события, предвосхитившие окончательное освобождение Руси от монголо-татарского ига.

Разъярённый отказом московского князя выплачивать ежегодную дань Орде хан Ахмат отправил в русскую столицу посольство с требованием не только «ордынского выхода», но и приезда князя на ханский суд. Иван III получил от баскаков ханскую грамоту - басму (от глагола «басмак» (тюрк.) - «давить, бить, чеканить»), оттиск, отпечаток с ханским распоряжением, возможно, и с изображением самого правителя Орды. «Великий же князь приим басму его, плевав на ню, излома ея, и на землю поверже, и потопта ногами своими, и гордых послов всех изымати повеле, а единого отпусти живе…».

Повелев умертвить послов, кроме одного, Иван III отпустил его в Орду, с тем, чтобы тот рассказал, что случилось с ханской басмой. А в 1480 г. после знаменитого стояния на реке Угре «Россия перестала платить дань монголам. В ознаменование великого события Иван III приказал поставить храм во имя Преображения Господня» - пишет И.Н.Жиянова в книге «Храм Спаса Преображения на Болвановке».

Первый деревянный храм появился здесь в легендарном 1465, в год, когда Иван III разорвал ханскую грамоту. Скорее всего, церковь в это время была приходской для местных ремесленников-слободчан. Примечательно, что в конце XV в. Болвановка пользовалась недоброй славой у москвичей. Здесь в 1490 г. по приказу Ивана III состоялась публичная казнь иноземного лекаря Леона, обвинённого в смерти сына великого князя - Ивана Ивановича Младого.

В XVII в. обветшалая церковь была разобрана и отстроена заново при непосредственном участии инокини Марфы - матери первого царя из рода Романовых Михаила Фёдоровича. Позже земля, на которой стоял храм, перешла к царице Евдокии Лукьяновне (в девичестве Стрешневой), второй жене царя, в связи с чем в церкви был освящён новый придел во имя преподобной мученицы Евдокии.

Через несколько лет, в 1722 г. здание храма перестраивается ещё раз, опять из дерева. И вот, наконец, в 1749 г. начинаются работы по строительству каменной церкви Спаса Преображения, сохранившейся до наших дней. К сожалению, имя архитектора этого уникального памятника первой трети XVIII в. мы не знаем. Зато можем восхищаться его прекрасным творением - церковью с высоким восьмериком на четверике с апсидой, украшенном крупными фигурными наличниками арочных окон, с гранёным световым барабаном. Строительство нового храма стало возможно благодаря пожертвованиям московских купцов 2-й гильдии Космы Матвеевича Матвеева и Дмитрия Родионовича Оленева. К 1755 г. строительные работы были закончены, и храм освятили. Но ещё почти тридцать лет простояла деревянная колокольня храма, ставшая каменной только в конце XVIII в.

Пожар Москвы 1812 г. не пощадил церковь Преображения, как и многие другие строения города храм лишился кровли, пострадали стены здания. Через два года Московская Духовная консистория дала разрешение на восстановление святыни, а ещё через год церковь была освящена вновь. В 1825 г. храм окружила кованная из железных звеньев на каменных столбах ограда, остатки её сохранились и сегодня. «Тщанием московского купца Андриана Озерского с помощью прихожан» удалось собрать более 40 тыс. рублей на реставрацию храма и колокольни. В 1839 г. здесь трудился знаменитый московский архитектор Н.И.Козловский (1791-1878), он выстроил новую трапезную с двумя приделами и колокольню, завершённую шпилем. Во второй половине XIX в. храм всё более преображался: стены были отштукатурены и расписаны заново, иконостас стал позолоченным, отремонтированные оконные рамы обрели подоконники, выполненные из итальянского мрамора.

В 1930-м (по другим сведениям в 1932 г.) храм был закрыт, в этом же году его обезглавили - сняли крест и разобрали верхние ярусы колокольни, а в 30-е гг. XX в. бывшая колокольня стала парашютной вышкой. Церковная утварь была вывезена, росписи на стенах сколоты или замазаны, в здании храма разместились учреждения кондитерской фабрики «Рот-Фронт».

В 1957 г. по просьбе руководителей фабрики была взорвана трапезная и полностью разобрана колокольня. С 1980 г. в здании храма разместили управление Госкомитета по науке и технике. Забившие тревогу краеведы смогли добиться признания полуразрушенного храма архитектурным памятником, после чего его поставили на государственную охрану.

В 1991 г. часть территории храма возвращена верующим. Активные реставрационные работы помогли восстановить архитектурный памятник XVIII в., заново отстроена деревянная колокольня.

На этом месте - бывшей замоскворецкой Болвановке, вновь украшенной замечательным старинным храмом, завершается наша экскурсия. До новых встреч.

Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «Akbauto.Ru». Если Вы решили приобрести качественный и надежный аккумулятор для своего автомобиля, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «AKBauto .Ru». На сайте, расположенном по адресу www.Akbauto.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать автомобильные аккумуляторы по выгодным ценам. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Akbauto.Ru.

Адреса храмов

Храм Николая Чудотворца, что на Болвановке - ул. Верхняя Радищевская, 20. Ст. м. «Таганская».

Храм Спаса Преображения на Болвановке - 2-й Новокузнецкий пер., 10. Ст. м. «Павелецкая».

История московских районов: энциклопедия. М., 2005.

Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1996.

Лебедева Е. Город храмов и палат. М., 2006.

Филякова Е. Московские храмы: тайны имён. М., 2008.

Наталья ДОРОЖКИНА

Древняя заяузская местность Болвановка являет собой первую загадку. Дело в том, что с XV века в Замоскворечье известна местность с точно таким же именем «Болвановка», и их очень часто путают. По московскому преданию, так называлось место в покоренной татаро-монголами Руси, где якобы стоял «болван» – то ли языческий идол, то ли войлочное изображение монгольского хана как знак его величия. (Иные исследователи считают, что на заяузской Болвановке стоял не татарский, а древнерусский языческий идол, изображавший солнце.)

Ханский двор в Замоскворечье, где проходила главная дорога из Москвы в Орду, достоверно существовал. Иногда считается, что он был переведен сюда из Кремля еще во времена святителя Алексия: за чудесное исцеление жены хана Тайдулы ему подарили принадлежавшую хану кремлевскую территорию, на которой он построил Чудов монастырь, а двор хана перенесли в Замоскворечье, где образовался политический центр Золотой Орды. Там-то великий Иван III и растоптал в 1480 году ханскую басму, отказавшись платить дань, что стало концом татаро-монгольского ига. По легенде, точно на том месте был позднее выстроен Спасо-Преображенский храм.

А что же было на Таганке? Наиболее стройная и обоснованная версия ученых гласит, что в древности здесь тоже проходила часть дороги в Орду, которая затем приближалась к Кремлю и перекидывалась в Замоскворечье. Реже встречается мнение, что до времен Ивана III именно здесь, на заяузской Болвановке, на восточных подступах к Москве, великие князья с почетом встречали послов Золотой Орды, слушали ханские приказы, которые послы зачитывали, ступив на подстеленные на землю соболя, присягали хану и приносили сюда собранную дань. Так что здесь тоже мог быть свой «болван» –изображение хана. А потом ордынский центр окончательно переместился в Замоскворечье. Впрочем, иногда даже и ученые разделяют мнение, что на заяузской Болвановке, а не в Замоскворечье, Иван III растоптал басму. Еще предполагают, что тут, на будущей Таганке (этот топоним возник позднее), как и в Замоскворечье, подле дороги в Орду селились мирные татары, которые могли поставить тут «болван» – изображение хана или даже капище с идолами.

Достоверно известно лишь то, что от Таганки начиналась очень древняя дорога на юг, по которой и ездили в Орду, и называлась эта дорога Болвановкой. Она и могла дать имя заяузской местности, если обе московские Болвановки не были связаны между собой каким-то общим понятием. Именно по этой дороге шло из Москвы на Куликово поле войско Дмитрия Донского. Оттого в наше недавнее время на бывшей Нижне-Болвановской, а ныне Яузской улице поставлен высокий закладной крест, знаменующий, что на этом месте будет открыт памятник благоверному князю Димитрию Донскому.

Другая версия ученых связывает название «Болвановка» (и таганская, и замосквореченская) с деятельностью местных ремесленников, которые изготовляли металлические чугунки-болванки, необходимые для древнего литейного или гончарного дела, – ведь рядом жили и котельники, и кузнецы, и гончары. Такая же ситуация была и в Замоскворечье, где слобода кузнецов соседствовала с собственно Болвановкой. Возможно заяузские мастера (в отличие от замосквореченских) делали не металлические, а деревянные болванки для пошива мужских головных уборов, что породило версию, будто бы в старину на Таганке целой Болвановской слободой жили шляпных дел мастера. Им или поставляли точеные из дерева болванки, или они делали их сами. Есть мнение, что рядом, на Швивой горке, жили древние московские портные – швецы, оттого горка и была названа Швивой. Тогда вполне вероятно, что на соседней Болвановке могли действительно жить шляпники, и что в этом районе древней Москвы производили готовую одежду.

Две старомосковские улицы – Нижняя и Верхняя Болвановская (ныне Радищевские) – отразили и топографические особенности местности, где был высокий Таганский холм, по преданию, один из семи холмов Москвы. Нижняя Болвановка находилась у подножия холма, подле Яузы, а Верхняя – на самой горе. И именно здесь, на вершине этого высокого, крутого холма, суждено было появиться прекрасному православному храму, освященному во имя святого Николая Чудотворца, которого татаро-монголы называли «русским богом». Но до этого было еще далеко. Прежде Таганке было суждено перевернуть еще одну страницу в летописи своей истории.

Тайны Немецкой слободы

На этой странице старая Таганки тоже «соперничала» с Замоскворечьем. Именно здесь, на заяузской Болвановке, в XVI веке располагалась московская Немецкая слобода, которую традиционно соотносят с другим – Лефортовским районом на правом берегу Яузы и с Замоскворечьем.

Действительно, самая первая Иноземная слобода появилась в Замоскворечье при великом князе Василии III. Там он поселил своих иностранных наемников, подальше от московского люда (как известно, в старину москвичи называли «немцами» всех иностранцев, кто не говорил по-русски – «немые», «не могущие ответить»), предоставил им льготы и права, например на относительно вольное употребление спиртного. Чуть позже, при Иване Грозном, который поселил в Замоскворечье и своих стрельцов, там открылся и первый московский кабак. Оттого замосквореченская Иноземная слобода, по легенде, называлась «Наливки» – от часто звучавшего там требования: «Налей-ка!», которого простым москвичам еще не дано было часто употреблять.

В 1547 году заяузская Болвановка сгорела в печально знаменитом пожаре, что вспыхнул через полгода после коронации Ивана Грозного. Но уже в 1560–1570-х годах Иноземная слобода была переведена из Замоскворечья на левый берег Яузы и именно на Болвановку. Причиной тому стало огромное количество военнопленных, взятых в ходе Ливонской войны, которые и поселились на заяузской Болвановке. По воспоминаниям Джерома Горсея советники объяснили государю Иоанну Васильевичу, что есть разница между его пленниками и его врагами. Более того, из этих помилованных пленных, а в их числе были и французы, и голландцы, и шотландцы, и англичане, царь создал боевой отряд, сражавшийся на его стороне против крымских татар. Воинам дали хороший рацион, сильных лошадей и огнестрельное оружие, которое сильно испугало крымских татар, после чего ливонские пленники «жили в милости» у русского государя.

В 1579 году население Иноземной слободы в Заяузье насчитывало более 400 человек. На Болвановке появилось свое Немецкое кладбище (старое; самое первое было в Замоскворечье), и надгробные плиты с латинскими эпитафиями позднее пошли на кладку Никольской церкви.

По поводу дальнейшей судьбы московской Немецкой слободы среди ученых существуют разногласия: одни считают, что знаменитая слобода на Кукуе в будущем Лефортово, на правом берегу Яузы, возникла одновременно с Болвановской. Другие же полагают, что Иноземная слобода была просто переведена с Болвановки на Кукуй, где при Борисе Годунове ее населению разрешили построить кирху, завести мельничное дело, дали льготы, ссуды и проч.

Самое интересное, что в заяузской Болвановке тоже, как и в Замоскворечье, жили московские стрельцы. О том свидетельствует название местного Тетеринского переулка, напоминающее, как считается, о стрелецкой Тетеринской слободе. Согласно старинной московской традиций, переулок был назван по фамилии начальника слободы, стрелецкого головы Тетерина, который при Иване Грозном участвовал в походе на Астрахань и возглавлял стрелецкий полк, который и был, вероятно, здесь расположен.

Храм на седьмом холме

История Таганской слободы, в которой появилась Никольская церковь, тоже причудливым образом перекликается с Замоскворечьем. В Заяузье были скучены дворцовые ремесленные слободы, которые особенно развивались здесь после перевода Немецкой слободы в Лефортово. Ремесленники одной такой слободы изготовляли таганы – чугунные треножники-подставки для походных котлов и горшков, на которых варили пищу на костре, отчего и произошло название местности. Здесь же по соседству, в Котельнической слободе, изготовляли сами котлы, а горшки – в Гончарной слободе, от которой осталось имя Гончарной улицы и слободской храм Успения в Гончарах. Котлы и горшки вместе с таганами поставляли главным образом в армию, но пользовалось ими, конечно, и мирное население.

Менее распространено мнение, что слово «Таганка» родом из татарского языка, наследство времен ига, когда татары селились в Москве у дороги в Орду. Возможно, что «таган» в переводе с тюркского означает «гора», «холм», «вершина горы», что вполне соответствует природным особенностям этой местности. В конце XVI века при Борисе Годунове здесь появились Таганские ворота Земляного города, названные по главной местной слободе, и около них стали заселяться многочисленные ремесленные слободы. Оттого возникла другая версия о происхождении имени Швивой горки: будто явилось оно от прозвища «Вшивая», означавшего, что здесь селился простой мастеровой люд.

Столь многочисленным слободам требовалось иметь собственные приходские церкви. Так и получилось, что этот район в старину был буквально усеян храмами. Воскресенский, Успенский, два Никольских, два Космодамиановских, Никитский… Многие из них были снесены или перестроены до неузнаваемости после революции, но и сейчас два уцелевших храма – Никольский на Болвановке и Успения в Гончарах – стоят буквально друг против друга. Теперь это кажется странным, а тогда было естественным слободским разделением. Церковь Успения в Гончарах была приходским храмом московских гончаров, которые поселились здесь из-за близости Яузы – река была необходима для гончарного дела и уберегала центральный город от «огнеопасной» Гончарной слободы. А Никольский храм стал приходским для местных ремесленников Болвановской слободы и, возможно, самих таганцев, пока не появился храм Воскресения словущего, стоявший на стрелке Марксисткой (Пустой) и Таганской (Семеновской) улиц, где сейчас площадь перед таганским гастрономом. Эта церковь была построена позже Никольской, в 1654 году, в благодарность за избавление от эпидемии чумы, от которой тогда особенно пострадало Заяузье. Предположительно ее возводил зодчий Дмитрий Старцев – отец и учитель архитектора Осипа Старцева, который потом построил храм Николая Чудотворца на Болвановке.

Храм же Николая Чудотворца на Болвановке был относительно молодым среди московских церквей. Первый, деревянный, храм известен только с 1632 года и не существовал до Романовых, хотя крайне редко встречается утверждение, что он был основан в 1506 году. Приход у него уже сложился – в 1632 год Таганская слобода насчитывала 93 двора. Об истории его строительства существует две версии. Согласно первой, в 1682 году патриарх Иоаким благословил возведение каменной Никольской церкви, той самой, что чудом дожила до нашего времени. Однако у прихожан не оказалось достаточно средств, чтобы осуществить дорогостоящее строительство, и деньги собирали очень долго, так что возведение храма началось только в 1697 году. Вторая версия гласит, что в 1682 году на этом месте все-таки появилась маленькая каменная церковь с шатровой колокольней, насколько позволили собранные пожертвования прихожан. А в начале XVIII века ее стали перестраивать и расширять на средства князей Гагариных. Именно это новое здание храма и построил архитектор Осип Старцев.

Пятиглавый красавец-храм оказался о двух этажах. Внизу находилась теплая, то есть отапливаемая в холодное время года церковь с престолом во имя святителя Николая Чудотворца для зимних богослужений, а на втором ярусе – летняя, где престол освятили во имя апостолов Петра и Павла, по тезоименитству правившего тогда государя Петра Алексеевича. Были и приделы – Введения во храм Пресвятой Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Интересно, что алтарные апсиды нижней церкви более выдвинуты на востоке, чем верхние, ибо, согласно старинному церковному правилу, один храмовый престол не должен перекрывать другой престол, чтобы не мешать молитвам, творимым в алтаре, свободно возноситься к небу.

В августе 1712 года новоустроенный храм освящало духовенство Успенского собора. Храм, воздвигнутый на Таганском холме, был высотной доминантой площади и замыкал на себе перспективу прилегающих улиц, в соответствии с исконной московской традицией, где храмы имели роль градостроительных символов, и получалось, что в перспективе каждая улица Москвы вела к храму.

Появившийся храм преподнес Москве еще одну загадку. Возведенный на рубеже XVII–XVIII веков, то есть в ранние петровские времена, ставшие революционными и для московского зодчества, он был построен в архитектурных традициях Московской Руси, – и это в то время, когда по Москве уже шествовало молодое петровское барокко. Храм стал архитектурным анахронизмом. Почему? Это один из редких примеров влияния личности зодчего.

Осип Старцев был убежденным москвичом, и его архитектура выражала дух старой Москвы. Это он построил в Кремле истинное чудо – знаменитый ансамбль домовых церквей Теремного дворца об 11 главах на одной кровле, где объединились Верх-Спасский собор, церкви Воскресения словущего и Распятская. Он же построил и Крутицкий теремок, и трапезную в Симоновом монастыре. Старцевы как-то особо были связаны с Таганкой. Уже говорилось, что его отец, вероятно, строил местную Воскресенскую церковь и был в ней похоронен. А об Осипе Старцеве известно, что он со временем завел собственную гончарную мастерскую, в которой делали поливные изразцы. Исследователи считают, что эта мастерская находилась как раз в районе Таганки–Язуы, где исстари велось гончарное дело и были для того все условия. Изразцы собственного изготовления мастер и поставлял на Крутицкое подворье. Более того, ученые предполагают, что и дом самого архитектора находился рядом с мастерской, то есть в том же Заяузье, где мастер возводил на закате жизни Никольский храм: в этом случае он мог быть и его приходским храмом.

Осип Старцев был очень талантливым архитектором. Об этом свидетельствуют не только его прекрасные творения, но и тот факт, что Старцев дважды получал награду от царя, ибо «он у каменных дел цену сбавил». Ведь тогда быть архитектором значило не только создать проект и воплотить его, но уметь полностью осуществить строительство, руководя и финансовыми, и административными вопросами.

Петровские реформы принесли мастеру трагедию. Никольский храм был намеренно выстроен им не просто в старых традициях, а как протест против новшеств истории. Особенно если учесть тот факт, что в 1703 году появился Петербург и стал центром России с самого начала своего основания. Русская жизнь уходила из исконной, православной Москвы в новую столицу, и это не могло не вызвать протест у москвичей и других русских людей. Старцев не получил приглашения в Петербург, порой именно этим фактом объясняют «консерватизм» мастера, оставшегося не у дел, но все было гораздо глубже и драматичнее.

Спустя два года после освящения Никольского храма, в 1714 году, вовсе было запрещено каменное строительство в Москве. Для православного московского архитектора это было настоящей катастрофой. Известно, что старый мастер принял иноческий постриг в одном из московских монастырей и умер после рокового в его жизни 1714 года. Именно поэтому Никольский храм на Болвановке называют последней средневековой постройкой старой Москвы и последним произведением последнего средневекового архитектора Москвы – «лебединой песнью» в творчестве московского зодчего, его прощанием с Москвой. Но судьба оказалась для его детища благосклонной.

У этого храма есть особенность: его строили и всегда восстанавливали на средства прихожан. К сожалению, после пожаров и многочисленных перестроек и покрасок мы теперь видим храм не таким, каким он был создан Старцевым. А раньше люди восхищались его архитектурой и убранством. В нем находились бесценные древние иконы – деисус и образ Сергия Радонежского, написанные племянником преподобного Сергия Радонежского – архимандритом Симонова монастыря преподобным Феодором. Иконы были в серебряных ризах, дубовые иконостасы позолочены, паникадила исполнены из дорогой бронзы, а храмовые фасады украшали рельефные херувимы.

Последняя дореволюционная реставрация храма была проведена в начале ХХ века, когда его обновили художники И. М. и М. И. Дикаревы. К тому времени Таганка уже превратилась из ремесленного в обжитой купеческий район. Хотя и прежде именитые люди не брезговали старой Таганкой. Например, в приходе церкви Николы в Котельниках (недалеко от одноименного храма на Болвановке) жили знаменитые Строгановы, те самые, что осваивали Урал и Сибирь во времена Ивана Грозного. В XIX веке по ходатайству и на средства князя С. М. Голицына, потомка Строгановых, в память о них было построено новое, сохранившееся до наших дней здание Никольского храма, которое возводил Осип Бове. А их перестроенный дом на Гончарной, 12 переходил то к брату канцлера Безбородко, то к генералу Тутолмину, то к «ситцевому» королю Прохорову, владельцу знаменитой Трехгорной мануфактуры.

В 1911 году в 5-м Котельническом переулке поселились купцы Зимины, и особняк для них возводил архитектор В. Д. Адамович, тот самый, что построил Николаю Рябушинскому знаменитую виллу «Черный лебедь» в Петровском парке. А в следующем, 1912, году для купчихи Платовой архитеткор Гельрих построил двухэтажный угловой дом, где открылся редкий еще в те времена кинотеатр «Вулкан», а много лет спустя – театр на Таганке.

Покаяние

Революция пришла на Таганку стремительно. В 1919 году обе Болвановские улицы переименовали в Радищевские, поскольку опальный писатель, вызволенный из ссылки Павлом I, по этой дороге возвращался в Москву. Была снесена и Воскресенская церковь, несмотря на протесты Барановского, и могила зодчего Дмитрия Старцева бесследно пропала. Чудом не пропало творение его сына, и даже в Симоновом монастыре, когда тот сносили в январе 1930 года, после взрыва устояла трапезная, которую построил Осип Старцев.

Никольский храм закрыли около 1920 года, но, к счастью, не снесли, а отдали под учреждения – для того походило большое и просторное здание. Все убранство уничтожили. В 1922 году из храма вывезли более 15 пудов серебра, но к вечеру на Таганке собралась большая толпа москвичей – около 400 человек. Сосредоточенные части особого назначения принялись «усиленно вести пропаганду», чтобы уговорить народ разойтись.

В 1944 году, когда строили кольцевую станцию метро «Таганская» и перестраивали Таганскую площадь, начали разрушать «ненужный» в новом ансамбле Никольский храм. Уничтожили главы и верхушку колокольни, но поскольку патриаршество было только что восстановлено, удалось отстоять храм как памятник архитектуры и даже провести реставрацию, вернув все утраченное, кроме крестов на куполах. И только в 1990 году храм отдали верующим. Он долго-долго стоял закрытым, его плотно запертая дверь притягивала внимание таганских старожилов, манила к себе загадкой – что там, внутри…

Теперь храм, приписанный к соседней церкви Успения в Гончарах, где находится Болгарское подворье, вновь открыт. Титанические усилия потребовались, чтобы восстановить его максимально в том виде, каким он был задуман Старцевым. Храм блистает позолоченными крестами. Его интерьер, конечно, не возобновлен в дореволюционном виде, но вполне прекрасен. Здесь находится очень редкий в Москве образ иконы Богоматери «Прибавление ума», столь важный, столь необходимый людям. Обычно к этой иконе ездят в Тихвинскую церковь на ВДНХ, и замечательно, что теперь и в самом центре Москвы к ней можно вознести молитвы. Перед этой иконой Богоматери молятся и о детях, и об учащихся, и о болящих, и о даровании разума – духовного и телесного. А слева от иконостаса – дивный образ святителя Николая Чудотворца. Увидев его, так и хочется затеплить перед ним свечу…

Что есть что в церкви

Впервые деревянная церковь здесь упоминается в 1632 году. Точно не известно, когда началось строительство каменного храма. Одна из версий утверждает, что по благословению патриарха Иоакима в 1682 году начали сбор средств на строительство нового храма, но нужную сумму удалось набрать только к 1697. Другая версия говорит, что деньги собрали быстрее, и в 1682 году уже завершили маленькую церквушку с шатровой колокольней, а в начале XVIII века ее перестроили по заказу князей Гагариных. Одно точно известно: каменный храм Николая Чудотворца на Болвановке строили под руководством Осипа Старцева.

Около 1920 года церковь на Болвановке закрыли, разорили и отдали под различные учреждения. А в 1944 при строительстве станции метро «Таганская» и перестройке Таганской площади Никольский храм попытались уничтожить, но его спасло присвоение статуса памятника архитектуры.

Затем церковь Николая Чудотворца на Болвановке восстановили. Не вернули только кресты на купола. А в 1990 году храм освятили вновь и приписали к соседней церкви Успения в Гончарах. Сейчас в церкви Николая Чудотворца на Болвановке хранится почитаемая икона «Прибавление ума».

Говорят, что... ...икону «Прибавление ума» написал в XVII веке страдавший беспамятством и приступами безумия иконописец. Ему было видение, и он исцелился. Оригинал иконы хранился в Спасо-Преображенском соборе города Рыбинска.

C Таганской площади я перешел через ул. Земляной Вал, названную так от оборонительного земляного вала, устроенного в 1592-1593 при Борисе Годунове и вышел на Верхнюю Радищевскую улицу, в начале которой красовался большой старинный храм Николая Чудотворца на Болвановке, известной с 1632 г. Прежнее название улицы - Верхняя Болвановская улица.

Полагают, что здесь в XVII в. существовала Болвановская слобода, где делались болванки для пошива головных уборов. Улица называлась и просто Болванкой (по местности), и Николоболвановской - по рядом стоящей церкви. Переименована улица была в 1919 г. в память об Алексее Николаевиче Радищеве (1749-1802), жившем здесь с 1797 г. Он известен прежде всего как автор книги "Путешествие из Петербурга в Москву". За резкую критику крепостничества в России был приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Сибирь на 10 лет.

02. Храм Николая Чудотворца на Болвановке.

Эти две старомосковские улицы – Нижняя и Верхняя Болвановская (ныне Радищевские) – отразили и топографические особенности местности, где был высокий Таганский холм, по преданию, один из семи холмов Москвы. Нижняя Болвановка находилась у подножия холма, подле Яузы, а Верхняя – на самой горе. И именно здесь, на вершине этого высокого, крутого холма, суждено было появиться прекрасному православному храму, освященному во имя святого Николая Чудотворца, которого татаро-монголы называли «русским богом».

Храм Николая Чудотворца на Болвановке относительно молодой среди московских церквей. Первый, деревянный, храм известен только с 1632 года и не существовал до Романовых, хотя крайне редко встречается утверждение, что он был основан в 1506 году. Об истории его строительства существует две версии. Согласно первой, в 1682 году патриарх Иоаким благословил возведение каменной Никольской церкви, той самой, что чудом дожила до нашего времени. Однако у прихожан не оказалось достаточно средств, чтобы осуществить дорогостоящее строительство, и деньги собирали очень долго, так что возведение храма началось только в 1697 году. Вторая версия гласит, что в 1682 году на этом месте все-таки появилась маленькая каменная церковь с шатровой колокольней, насколько позволили собранные пожертвования прихожан. А в начале XVIII века ее стали перестраивать и расширять на средства князей Гагариных. Именно это новое здание храма и построил архитектор Осип Старцев - один из известнейших зодчих второй половины XVII века. Осип Старцев известен еще и тем, что построил в Кремле истинное чудо – вызывающий восхищение ансамбль домовых церквей Теремного дворца с 11-тью золотыми куполами на одной кровле, где объединились Верхоспасский собор, церкви Воскресения словущего и Распятская.

04. Колокольня храма.

Красавец-храм построен в традиционном допетровском стиле: пирамида кокошников, пятиглавие куполов, шатровая колокольня, замыкающая храм с запада. Храм оказался о двух этажах. Внизу находилась теплая, то есть отапливаемая в холодное время года церковь с престолом во имя святителя Николая Чудотворца для зимних богослужений, а на втором ярусе – летняя, где престол освятили во имя апостолов Петра и Павла, по тезоименитству правившего тогда государя Петра Алексеевича. Были и приделы – Введения во храм Пресвятой Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Интересно, что алтарные апсиды нижней церкви более выдвинуты на востоке, чем верхние, ибо, согласно старинному церковному правилу, один храмовый престол не должен перекрывать другой престол, чтобы не мешать молитвам, творимым в алтаре, свободно возноситься к небу.

В августе 1712 года новоустроенный храм освящало духовенство Успенского собора. Храм, воздвигнутый на Таганском холме, был высотной доминантой площади и замыкал на себе перспективу прилегающих улиц, в соответствии с исконной московской традицией, где храмы имели роль градостроительных символов, и получалось, что в перспективе каждая улица Москвы вела к храму.

Спустя два года после освящения Никольского храма, в 1714 году, вовсе было запрещено каменное строительство в Москве. Для православного московского архитектора это было настоящей катастрофой. Известно, что старый мастер принял иноческий постриг в одном из московских монастырей и умер после рокового в его жизни 1714 года. Именно поэтому Никольский храм на Болвановке называют последней средневековой постройкой старой Москвы и последним произведением последнего средневекового архитектора Москвы – «лебединой песнью» в творчестве московского зодчего, его прощанием с Москвой. Но судьба оказалась для его детища благосклонной.

Церковь сильно пострадала во время пожара в середине XVIII века, в частности, был практически полностью утрачен первоначальный белокаменный декор. Он неоднократно восстанавливался и поновлялся на средства прихожан, а в 1900-1905 годах на средства М. В. Коликова под руководством архитектора В. А. Осипова была проведена масштабная реставрация, частично вернувшая храму первоначальный облик. Были возвращены некоторые архитектурные детали, а также поновлены росписи художниками И. М. и М. И. Дикаревыми.

Около 1920 года храм был закрыт, разорён и отдан под учреждения. В 1944 году, при строительстве станции метро «Таганская» и перестройки Таганской площади была предпринята попытка разрушить храм, были уничтожены главы и верхушка колокольни, но от окончательного уничтожения его спасло присвоение статуса памятника архитектуры. Впоследствии храм был восстановлен, не вернули только кресты на куполах. В 1960-х храм покрасили. В 1980-х здесь находился Производственный научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве Госстроя СССР.

С севера-запада от храма была поставлена бензоколонка, которая до сих пор стоит обнесённая забором. В 1990 году церковь была возвращена верующим, с большим трудом отреставрирована и приписана к соседней церкви Успения в Гончарах где находится подворье Болгарской Православной Церкви в Москве. В виду отсутствия достаточного финансирования, по сей день неспешно продолжаются реставрационные работы.

Интерьер храма, конечно, не возобновлен в дореволюционном виде, но вполне прекрасен. Здесь находится очень редкий в Москве образ иконы Богоматери «Прибавление ума», столь важный, столь необходимый людям. Перед этой иконой Богоматери молятся и о детях, и об учащихся, и о болящих, и о даровании разума – духовного и телесного. А слева от иконостаса – дивный образ святителя Николая Чудотворца. Увидев его, так и хочется затеплить перед ним свечу…

Купив в палатке при храме потрясающе вкусные пирожки с курагой, приготовленные в трапезной этого храма, я двинулся дальше вниз по старой Верхней Радищевской (Болвановской) улице. Стоит отметить, что я никогда в жизни не ел подобных пирожков, в которых 80% - это курага и лишь 20% - тесто... и это все за символическую цену...

Именно здесь я начал чувствовать тот самый дух старой Москвы, в поисках которого я и отправился в этот район. С двух сторон небольшой улочки, резво убегающей вниз с Таганского холма, расположились старинные малоэтажные красивые домики, почти не было прохожих и автотранспорта... Я забыл о времени и шел все дальше и дальше...

Незаметно старая Вехне-Болвановская улочка перешла в Яузскую улицу . Свое название улица получила от Яузы – самого крупного притока Москвы-реки. Еще в XIV веке улица была частью дороги в Коломну, в Рязань и другие города. По ней в 1380 году проехал с войском Дмитрий Донской, отправляясь на Куликово поле, по ней же возвращался с него с победой. В честь этого на пересечении Яузской и Николоямской улиц, в небольшом скверике, был установлен памятный крест, извещающий, что вскоре на этом месте будет установлен памятник святому благоверному князю Дмитрию Донскому.

07. Памятник святому благоверному князю Дмитрию Донскому.

На плане 1739 года на современной Яузской улице между Николоямской улицей и Тетеринским переулком было еще пять переулков. В конце XVIII веке они были уничтожены, и на их месте раскинулось обширное владение заводчика Баташева, который в 1798 году построил здесь для своего зятя, генерала Шепелева, великолепный дворец, до сих пор являющийся лучшим архитектурным украшением улицы.

Вскоре я вышел к реке Яуза. Прямо за ней открывался вид на небесно-голубую Церковь Троицы в Серебряниках с колокольней и храмом Иоанна Предтечи, построенную в 1768 г. архитектором К. Бланком.

09. Река Яуза - самый крупный приток Москвы реки.

11. Церковь Троицы в Серебряниках

Слева открывался потрясающий вид на самый известный из семи высотных зданий в Москве - 153 метровый 32-этажный жилой дом, расположенный в 900 м от Кремля, на слиянии Яузы с Москвой-рекой и построенный в начале 50-х годов.

Данная высотка всегда славилась своими именитыми жильцами. Здесь в разное время жили (а некоторые живут и сейчас) великая Фаина Раневская, Людмила Зыкина, Константин Паустовский, Галина Уланова, Александр Твардовский, Нонна Мордюкова, Никита Богословский, Клара Лучко и Лидия Смирнова, Андрей Вознесенский, Василий Аксенов, Александр Ширвиндт, Дмитрий Нагиев и масса других весьма известных людей.

Как писал Василий Аксенов: "Еще в самом начале строительства Яузской высотки по соседству, на Швивой горке, возник и распространился под эгидой гэбэ большой лагерный пункт. Собственно говоря, именно зэки и начинали стройку, и для этого их не надо было гнать издалека; везти вагонами или фургонами; просто открывались ворота в глухом заборе, и из зоны выходило нужное количество рабсилы, чтобы спуститься со Швивой горки в котлован.

Строительство высотки вроде было уже закончено, въехали и расселились высокопоставленные жильцы, а концлагерь по соседству продолжал существовать. Во-первых, не все еще работы были завершены, например, самая высотная часть центрального корпуса, Башня, еще не была доведена до ума, и туда каждое утро из-под земли на спецлифте поднималась отобранная бригада. Во-вторых, за годы строительства в Таганском ОЛПе сформировалась группа самых изощренных на всей планете заключенных строителей небоскребов, и гэбэ не торопилась ее распускать. В-третьих, с лагерями ведь вообще какое дело: построить их гораздо легче, чем разобрать".

14. Кинотеатр "Иллюзион".

На первом этаже находится знаменитый кинотеатр «Иллюзион», в котором показывают отечественную и зарубежную классику из коллекции Госфильмофонда России, проходят ретроспективы фильмов выдающихся режиссёров и актёров и творческие встречи с ведущими деятелями кино. Этот кинотеатр - один из последних бастионов ностальгии по советскому кино. Потрепанная, но солидная касса, билеты с местами, вписанными от руки, кафе-бар с фотографиями кинозвезд XX века. Фильмы, снятые после 1990 года попадают в репертуар нечасто.

С Яузской улицы я решил подняться мимо кинотеатра «Иллюзион» вверх на Швивую горку по Большому Ватину переулку, ведущему на ул. Гончарную к стенам Афонского подворья в Москве. Переулок назван по фамилии (с искажением) C. Е. Вагина, строителя известной в этой местности с XVI века церкви великомученика Никиты, «что за Яузой на Швивой горке».

От начала улицы тянется вереница старинных приземистых домов, есть среди них даже одноэтажный из дерева. А вокруг не видишь ни одного доходного дома, которыми успели до 1917 года подпортить центр города, сломав много особняков, оплаканных Мариной Цветаевой в Замоскворечье.

Но здесь Бог миловал. Сохранились старинные усадьбы внесенные в реестр памятников русской истории и архитектуры XVIII века. Есть и более древние постройки. А за массивной стеной белеют шатер колокольни, стены церквей и часовен. Куполов всех сразу не сосчитать. На просторном дворе каменное крыльцо ведет в храм Никиты, облепленный приделами. Кажется, что это монастырь, но надпись над воротами гласит: "Афонское подворье".

16. Афонское подворье.

Храм впервые упоминается в летописи под 1476 годом. Современный храм построен в 1595 году «торговым человеком Саввой Емельяновым сыном Вагиным по челобитной Бориса Годунова», как написано на сохранившейся «вкладной плите». Бесстолпный одноглавый храм стоит на древнем подклете. К нему с разных сторон примыкают созданные позднее пристройки.

В 1684-1685 годах с юга к храму пристроен придел, освященный в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, с трехчастной апсидой и трапезной. Он украшен двумя рядами кокошников. Главка покоится на четырех кокошниках. Сохранился перспективный портал на западной стене и бочковидные наличники стен. В это же время с северо-запада от храма возведена шатровая колокольня.

В середине XVIII века храм был значительно перестроен и получил завершение в стиле барокко. К этому времени относится постройка западного двухэтажного притвора. В 1740 году освятили придел преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского. Перед западным притвором возвели новое гульбище. Церковный участок был обнесен оградой с коваными решетками, возвели арочные въездные ворота со стороны Гончарной улицы.

В 1878 - 1880 годы на средства купцов Кудряшевых и по проекту архитектора А. П. Попова в стиле XVII века был возведен северный придел во имя святой равноапостольной княгини Ольги с отдельным входом. Церковь закрыли в 1936 году, сломали ограду. Внутреннее убранство храма утрачено. В 1958-1960-х годах была проведена реставрация, во время которой восстановили завершение церквей, открытую паперть с лестницами на два входа. Малиновый цвет, в который были окрашены стены храма, был заменен на белый. Богослужения возобновились в 1992 году.

Церковь является подворьем Афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря. Вокруг подворья в 1996 году возведена ограда со Святыми вратами и двумя часовнями - великомученика Пантелеймона и преподобного Силуана Афонского. Святынями храма являются иконы великомученика Пантелеймона с частицей его мощей, преподобного Силуана Афонского с частицей его мощей и святителя Феофана затворника с частицей его мощей.

Осмотрев Афонское подворье я повернул назад к Таганской площади, т.к., к сожалению, мое свободное время заканчивалось. По Нижней Радищевской улице я вышел к метро и вскоре уже ехал на станцию Комсомольская к Ярославскому вокзалу, откуда должен был направиться в город Мытищи.

-----------------
Вам понравился мой блог?

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: